Домой » Бизнес » ЗАФАР ХАШИМОВ: «ПОКУПАТЕЛИ — НАШИ БОССЫ»!

ЗАФАР ХАШИМОВ: «ПОКУПАТЕЛИ — НАШИ БОССЫ»!

Популярный в мире экономический лозунг «Поддержим отечественного производителя!» успешно применяет в своей практике предприниматель Зафар Хашимов — представитель британской компании «MARNELL GROUP LTD». Он — создатель первой в стране сети супермаркетов «ANGLESEY FOOD», которые преуспевают, несмотря на «перепады экономического климата». О том, как ему это удается, З.Хашимов рассказывает с беседе в нашим корреспондентом.
— Расскажите, пожалуйста, о самой компании и о том, как вам удается развивать свои идеи в переходный экономический период?
— Мои идеи базируются на мировом опыте, где главное правило — «Наши покупатели — это наши боссы. Они дают нам работу, и мы должны блестяще ее выполнять, иначе не выдержать конкуренции». Наша компания является учредителем сети супермаркетов, три из них расположены в Ташкенте, один — в Джизаке.
Сама компания была создана в 1996 году, а первый супермаркет мы открыли в 1998 году, с тех пор каждый год открываем по одному торговому комплексу. Чем торгуем? Это продукты питания, товары для дома и для ухода за домом.
Сегодня бытует мнение, что супермаркет — это супердорого. Моя идея — показать народу, что наши магазины — это супердешево, суперудобно и супербезопасно во всех отношениях. Коллектив работает именно в этих направлениях.
— Примечательна история развития вашей компании. Не поделитесь ли опытом?
— Как нам удается удерживать цены на товары? В основном за счет того, что, покупая большие объемы долговременных непродовольственных товаров, мы выигрываем на скидках. Мы нашли импортеров, которые расположены в Узбекистане, и это помогает экономить на грузоперевозках. Продукты питания покупаем меньшими партиями, но чаще, выигрывая за счет оборота средств. Это европейский стиль в торговле — больше оборота средств — больше выгоды.
Продукты питания имеют срок годности. Чем натуральнее продукты, чем меньше в них консервантов, тем они качественнее и тем короче срок годности. Для нас очень важно, что новую линию продуктов и товаров для дома начали осваивать местные производители. С первых дней стараемся в большом ассортименте поставлять на прилавки супермаркетов «ANGLESEY FOOD» свежие фрукты и овощи, и те товары для дома, которые выпускает отечественная промышленность. Мы способствуем развитию экономики Узбекистана, ведь деньги остаются в стране. Поддерживаем отечественного производителя, и, что немаловажно для покупателя, сдерживаем рост цен.
— Интересна динамика роста продаж. За четыре года продажи в ваших супермаркетах выросли от пяти миллионов сумов в год до 960 миллионов сумов в прошлом году.
— Для нас при выборе партнеров по бизнесу предпочтительным поставщиком является сам производитель. У него и цены ниже, чем у посредника, и есть гарантии качества. Мы обязательно инспектируем весь процесс производства мясных, молочных и хлебобулочных изделий. Бывали случаи, когда мы отказывали тем или иным производителям, нарушающим стандарты качества. Покупателю стараемся предложить только самое лучшее и по доступной цене.
supermarket
Вся философия нашей торговли и общения с покупателями строится на принципе, принятом в цивилизованном мире, и о котором я уже говорил в начале беседы: «Покупатели — это наши боссы…»
— Вы применяете опыт зарубежных супермаркетов, расскажите, какие именно новшества приняты в вашей компании?
— По долгу службы мне часто приходится бывать в головном офисе в Лондоне. Бывая за границей, я внимательно смотрю, как организован процесс торговли за рубежом.
Среди новшеств, которые я недавно привез из лондонской поездки, — система обучения персонала. Ведь наши идеи и устремления — это половина успеха дела. Другая половина успеха — как персонал преподносит эти идеи на практике. Покупатели не видят руководство компании — директора или менеджера с их прекрасными идеями, он общается с людьми, которые работают в магазине. Передает ли продавец новые идеи и психологию торговли — вот в чем проблема. Поэтому несколько раз в год мы устраиваем переобучение сотрудников, которые непосредственно общаются с покупателями.
На этот раз обучение проводят иностранные эксперты центра развития предпринимательства, проект финансируется USAID. Специалисты из-за рубежа идентифицируют слабые места и в процессе обучения персонала показывают механизм их ликвидации, проводят тренинг персонала, учат философии торговли, которая соответствует мировому опыту.
— Какова, на ваш взгляд, главная идея современной торговли?
— Создать такой супермаркет, где было бы чисто и безопасно, удобно и комфортно. Кроме того, во всех странах, которые испытывают временные экономические трудности в переходном периоде, очень важна ценовая политика — это одна из краеугольных проблем. Она определяет стратегию развития розничной торговли. Темпы роста продаж в наших магазинах говорят о том, что мы решаем эти проблемы.
Беседовала Наталья Полянская.