Домой » Май » Загадки стока рек

Загадки стока рек

или Почему национальные гидрометслужбы стремятся к сотрудничеству
Встреча руководителей гидромет-служб пяти стран региона, прошедшая в конце апреля в Ташкенте, продемонстрировала стремление к сотрудничеству. Подписан меморандум, направленный на развитие системы трансграничного мониторинга, необходимой для составления гидрологических прогнозов.
Что было, то было
Встреча состоялась по инициативе Агентства Международного фонда спасения Арала и Глобального экологического фонда в рамках проекта «Управление водными ресурсами и окружающей средой в бассейне Аральского моря». Мониторинг трансграничных вод — один из компонентов большого проекта. Его выполнение началось в 1998 году с целью улучшить оборудование гидрологических станций и повысить качество прогнозов стока рек.
Специалисты знают: сток — величина прогнозируемая, но в последние годы малопредсказуемая. Четыре раза в год на заседаниях Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК) водники Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана делят речные ресурсы. Пропорции — кому сколько от общего объема — известны. А вот каким ожидать общий объем, определяют гидрометы. Они-то и оказываются крайними, когда лимиты по каждой стране согласованы, а русла и водохранилища — полусухие.
Мониторинговая сеть создавалась в регионе более ста лет и к моменту распада Союза была довольно внушительной — 560 гидрологических измерительных станций. Контроль велся на всех ключевых точках вдоль Амударьи и Сырдарьи, а еще — в системах некоторых малых рек.
Все станции замеряли сток воды, регистрируя уровень и скорость потока. Более двухсот фиксировали качество воды — от показателей по микрозагрязнителям до содержания соли. Далее следовали анализ отобранных проб в лабораториях и отправка результатов по телекоммуникационным сетям или по почте в центральные республиканские отделения союзной гидрометеорологической службы. Здесь информация обрабатывалась, обобщалась и в виде бюллетеней направлялась основным потребителям — в минводхозы, минсельхозы, министерства энергетики.
Очевидно, что с образованием независимых государств система мониторинга должна была претерпеть изменения. Они и произошли: региональная распалась на фрагменты, то же случилось и со структурой управления. Образовалось пять самостоятельных национальных систем. Перемены отягощались дефицитом средств, валюты, торговыми барьерами.
Практически во всех странах гидрометслужбы оказались на «задворках». В то время, когда водники пяти стран договаривались о водопользовании в бассейне Арала, соблюдении квот, действующих на момент провозглашения суверенитетов, определении лимитов на основе гидрологических прогнозов, началось массовое закрытие станций. К 1997 году их урезали едва ли не вдвое, осталось на регион 269. Узбекистан — единственная страна, где число их практически не изменилось. В Казахстане и Туркменистане число станций значительно сократилось, но здесь продолжали собирать данные хоть и на низком, но приемлемом уровне. В Таджикистане и Кыргызстане национальные гидрометы почти прекратили свою деятельность.
Иногда представителей этой невидной службы то из одной страны, то из другой водники приглашали на заседания МКВК. Гидрологи с их плохо сбывающимися прогнозами на этих разборах присутствовали в роли мальчиков для битья. Чего только от них ни требовали: «доложите запасы снега и льда в горах, точный прогноз стока рек, представьте данные по качеству трансграничных водотоков, а также крупных коллекторов при пересечении ими национальных границ»… Всем было очевидно: нет исчерпывающей информации — нет эффективного управления региональными водными ресурсами, нет контроля за исполнением межгосударственных соглашений, есть трения между странами. Что делать?
От ПБАМ — к ДЖЕФУ
Ответ на этот вопрос прозвучал в Программе конкретных действий в бассейне Аральского моря, утвержденной президентами пяти стран в январе 1994 года на конференции в Нукусе. В десяти блоках сжато и емко ставились конкретные задачи на ближайшие три-пять лет. Один из блоков был посвящен развитию национальных гидрометслужб в Центральной Азии. А после утверждения программы-минимум экологи и водники взялись за среднесрочную программу, рассчитанную на пять-десять лет, и долгосрочную — на десять лет и более.
На первом этапе следовало оборудовать 63 метеорологические и 64 гидрологические станции, в среднесрочной перспективе — более трехсот, в долгосрочной — более пятисот станций и постов.
Закончился первый этап — ни одна станция или пост не оборудованы. Про какие «овраги» забыли энтузиасты, составляя планы? Хоть и предполагалось, что финансироваться программа конкретных действий станет из средств специально созданного Международного фонда спасения Арала, но взносы стран в этот фонд задерживались, да и не соответствовали обещанным.
О помощи спонсоров тоже говорилось в Программе как о возможном источнике финансирования. И Исполком МФСА обратился в Глобальный экологический фонд с предложениями по мониторингу трансграничных вод. Потом идея трансформировалась в проект «Управление водными ресурсами и окружающей средой в бассейне Аральского моря», в который вошло решение ряда других задач, но мониторинг стал его основой. В октябре 1998 года, когда и перешли от слов к делу, уже никто не упоминал триста — пятьсот объектов. Они весьма дороги. Всемирный банк, взявшийся профинансировать совместный проект МФСА и ДЖЕФ (так звучит аббревиатура Глобального экологического фонда по-английски), согласился выделить деньги для 25, добавив по ходу дела еще для двенадцати.
Задача банка — оплатить оборудование и наладку. А строительные и ремонтно-восстановительные работы (они составляют 36 процентов от стоимости проекта и оцениваются в 1236 тысяч долларов) правительства пяти стран взяли на себя. Еще одно условие Всемирного банка — обмен данными со станций трансграничного мониторинга. Его начальники национальных гидрометслужб выполнили без промедления, подписав специальное соглашение. Информация со всех станций мониторинга региона стала доступна. Но на точность прогнозов особо не повлияла.
Ничего ведь не изменилось: та же фрагментарная структура, отсутствие единой системы составления гидрометеорологических прогнозов и очень медленные темпы по созданию новых станций. Окончание проекта отложили с 2001 года на 2002-й. Тормозили разные причины — затянувшийся тендер на оборудование, таможенные барьеры, удорожающие доставку, проволочки с выделением правительствами средств на строительство новых или ремонт существующих станций. В общем, мешали субъективные причины, но, случалось, и объективные, когда до площадок в верховьях рек из-за бездорожья и погодных условий просто не добраться.
Собравшись в апреле 2002 года в узбекской столице, начальники национальных гидрометслужб совещались в довольно широкой компании. Участвовали и представители агентства МФСА-ДЖЕФ, руководители национальных рабочих групп компонента по мониторингу трансграничных вод, а еще представители Всемирного банка и международных партнерских организаций, базирующихся в Ташкенте, — Швейцарской миссии по Аральскому морю и проекта ЮСАИД по совершенствованию управления природными ресурсами Центральной Азии. Разговор шел о разном, но все сводилось к одному — точности прогнозов и необходимости сотрудничать.
Дискуссия о главном
Что удивило автора этих строк, наблюдавшего дискуссию, так это исключительное миролюбие всех ее участников. А жесткая критика звучала подчас даже в адрес доноров, и вся воспринималась позитивно. «ЮСАИД в регионе восемь лет, долгое время нас делила на куски, а надо — наоборот. Раздражало финансирование всевозможных семинаров. Но вот уже два-три года заметно желание помочь». Во время этой тирады гости согласно кивали: «Точно, было дело. Но с 2000 года мы начали проект по совершенствованию управления природными ресурсами Центральной Азии».
Среди двадцати задач, а касаются они нефти и газа, водопользования и водосбережения, две задачи помогают национальным гидрометам. Одна посвящена сбору, передаче данных и прогнозированию стока рек по бассейну Сырдарьи, другая — мониторингу изменения климата. Обе многогранны. Первая предусматривает поставку компьютеров и автоматизированных информационных систем для составления гидрологических прогнозов, а еще — тренинги по прогнозированию стока рек, по установке радиостанций, по определению качества воды, внедрение системы метеорной связи и помощь в создании национальных центров по прогнозированию стока рек.
Задача по мониторингу изменения климата также предусматривает анализ гидрологических данных и прогнозирование стока, но уже с помощью американских метеорологических спутников NOAA. Для дистанционного зондирования высокой разрешающей способности Главгидромету Узбекистана предоставлен аппаратно-программный комплекс. Аналогичный комплекс Российского производства в ближайшей перспективе будет поставлен в Казахстан. Они позволят определять площадь снежного покрова, ледников. Станут ли страны региона обмениваться этой информацией?
Если каждая заимеет соответствующее оборудование. Но в любом случае все данные будут собираться в Региональном центре по гидрологии. Деньги на оборудование для него выделила швейцарская миссия. Кстати, она и до основного проекта МФСА-ДЖЕФ немало сделала, едва ли не сразу поддержав Программу конкретных действий в бассейне Аральского моря. Есть и оборудованные ею метеостанции, и гидрологические посты, и специальные исследования, и планы на перспективу. Поэтому то, к чему пришли, в каких направлениях развивать региональную систему мониторинга, с полным правом обсуждали практически все участники встречи в Ташкенте.
К чему пришли? По проекту МФСА-ДЖЕФ пятнадцать станций уже оборудованы и работают. Еще десять в стадии завершения, еще двенадцать будут завершены в срок при условии выполнения государствами ремонтно-строительных работ. Для связи с ними областные и республиканские гидрометцентры оснащаются базовыми радиостанциями, а к ним в комплекте — компьютеры и программное обеспечение для сбора и передачи данных в цифровом режиме. Все это — на уровне мировых стандартов. Хорошо, но этих станций для точных прогнозов недостаточно. Что дальше?
Надо договариваться
Ташкентский меморандум коротенький, но очень важный. Прежде чем подписать его, начальники гидрометцентров и их партнеры из Всемирного банка, Глобального экологического фонда, ЮСАИД, Швейцарской миссии по Аральскому морю обсудили планы на ближайшее будущее. Без чего никак нельзя?
Без обучения специалистов, а потому нужны тренинги — и компьютерные, и по установке и использованию современного оборудования. И не только сотрудников столичных центров, но и отдаленных постов.
Никак нельзя без станции на Арале, а лучше двух — в западной части и северной. Ситуация парадоксальная: все говорят, что море высыхает, но как колеблется уровень воды, каково качество — доподлинно не известно. Время от времени на мыс Актумсык отправляются экспедиции километров за четыреста по высохшему дну, через пески, грязь и соль. Гидрологи делают разовые замеры, на которые ориентируются до следующей поездки. Будет станция — можно набирать информацию в автоматическом режиме.
Никак нельзя и без контроля за фильтрацией воды через дамбу Сарезского озера, что в Таджикистане. Оно нависает практически над всем бассейном Амударьи. Никак нельзя без наблюдений за снегозапасами и ледниками. Без них трудно давать какие-либо оценки по состоянию прорывоопасных горных озер, и Сарезского в их числе. К тому же снежно-ледовые ресурсы — основные источники питания рек региона, данные о них позволят давать прогнозы водности рек с высокой оправдываемостью. Нужны аэро-космический мониторинг оледенения Центральной Азии, стационарные и экспедиционные наблюдения на опорных ледниках в бассейнах Амударьи и Сырдарьи.
Эти сведения, как и многие другие, нужны всему региону. Об этом и записали в меморандуме: «Отметить единство гидрометеорологического пространства бассейна Аральского моря». А во исполнение этой аксиомы руководители пяти гидрометслужб наметили ускорить темпы работ на станциях трансграничного мониторинга, организовать дополнительное обучение персонала гидрометслужб, чтобы могли работать совместно не только друг с другом, но и с проектами — швейцарским и ЮСАИД. А еще партнеры договорились уточнить приоритетные направления дальнейшей реализации Программы конкретных действий в бассейне Аральского моря. Они будут предложены и в МФСА, и донорам. Во всяком случае, их представители были заинтересованы в предложениях и выразили готовность поддержать финансами. В общем, есть интерес в том, чтобы общаться.
Наталия Шулепина.