— так отозвался об Узбекистане один из ведущих исследователей в знаменитой Лондонской школе экономики Ресул Ялсин. Недавно он опубликовал книгу «Возрождение Узбекистана», которая вызвала большой интерес у западных специалистов. Несмотря на то, что некоторые его заключения могут быть спорными, в целом книга дает разностороннее представление об историческом прошлом и переменах, происходящих в настоящее время в Узбекистане. Предлагаем интервью с автором этой книги.
— Господин Ялсин, какую цель вы преследовали, публикуя свою книгу?
— Это издание представляет собой мое видение и исследование жизни Узбекистана, его народа. Я провел в республике больше года, изучая социальную, политическую и экономическую жизнь. Насколько я знаю, данное исследование является первой попыткой на Западе системно подойти к изучению всесторонних перемен, которые происходят в вашей стране с момента обретения независимости. Были попытки исследования о советском и постсоветском Узбекистане, но до сих пор не сделан детальный анализ перехода к демократии, внешней политики и международным отношениям в независимом Узбекистане. Это первая попытка, предпринятая с целью восполнить аналитический пробел. Другой отличительной новизной данного исследования является изучение специфики политического, экономического и культурного облика узбеков и исторического развития Узбекистана.
— Как долго вы занимаетесь проблемами региона? В связи с этим какая вам видится перспектива его развития после событий 11 сентября 2001 г.?
— Проблема Центральноазиатского региона меня интересует давно, но серьезной исследовательской работой начал заниматься с 1990 года.
Террористические атаки 11 сентября не только изменили глобальный взгляд на проблему терроризма, но и повлияли на баланс сил в регионе. Влияние событий и их последствия огромны, их еще предстоит увидеть. Хочу подчеркнуть, что политическое и экономическое значение данного региона для США огромно. Они могут получать выгоду от развития торговли во всей Центральной Азии, где в будущем Узбекистан сможет играть ключевую роль. Но Центральноазиатский регион и несколько окружающих его стран, включая Россию, все еще не стабильны с позиций будущих конфликтов.
— Почему вы выбрали в качестве объекта исследования именно Узбекистан?
— В течение всей истории региона Узбекистан выполнял центральную роль в политическом, социальном и экономическом развитии Евразии. Тот факт, что этот край завоевывали практически все наиболее значительные цивилизации, оказал глубокое воздействие на формирование культуры, религии, социальных и политических институтов. Народы, пришедшие с этими завоевателями, осевшие в регионе и ассимилировавшиеся с местными жителями, постоянно пополняли комплексную мозаику населения. В результате это сообщество народов, культур, религий создало высокий уровень цивилизации в этом регионе.
Геополитическое положение современного Узбекистана в сложной системе структур безопасности, политических и экономических международных отношений Центральной Азии подчеркивает не только ключевую роль страны в этом регионе, но и роль его в качестве моста между Европой и Азией, между Российской Федерацией на севере и исламским миром на юге.
Узбекистан сегодня является центром региона, с наиболее многочисленно населенной страной, с громадными природными ресурсами, экономическим потенциалом. При условии достижения твердой макроэкономической стабильности и правового государства со свободой и равенством всех граждан он сможет выполнять очень важную роль в Центральной Азии.
В моей книге показан исторический путь становления узбекской государственности. Была исследована роль Темуридов, Шайбаниханов, периоды их правления, жизнь в период Бухарского, Кокандского и Хивинского ханств. Несмотря на более чем 150-летнее царское правление и различные переделы границ, после распада Советского Союза Узбекистан как независимое государство вновь возник на мировой арене в 1991 г.
Название моей книги является вызовом тем, кто считает, что Узбекистан и узбеки ранее никогда не существовали в истории, а были образованы при советской власти. Около четырех лет я работал над этой книгой, которая была первоначально моей научной работой. Затем по совету некоторых западных ученых она была издана в качестве монографии.
В своей книге я хотел дать ответы на ряд вопросов. В частности, каково значение ислама для Узбекистана и какую роль он играет в социально-политической жизни узбеков. Межэтнические отношения. Какую этническую политику необходимо проводить в Узбекистане для сохранения в стране стабильности? Могут ли в стране доминировать плюрализм и социальная справедливость? Каков потенциал страны для установления основ демократии на фоне острой политической борьбы в государствах региона? Какое направление выберет республика и какой эффект окажет этот выбор на статус, роль Узбекистана в международном сообществе?
— Господин профессор, что вы можете сказать о будущем Узбекистана?
— Когда Президент Ислам Каримов объявил о политической независимости в августе 1991г., Узбекистан столкнулся с огромными социальными, политическими и экономическими вызовами. В ответ на эти проблемы руководство предприняло ряд мер, чтобы осуществить менее болезненный переход страны к рыночно ориентированной экономике и политической демократии. Вместе с тем Узбекистан, кажется, не собирается принять западную модель демократии в чистом виде, так как она не соответствует местным условиям. Принятие этой модели в отдельных странах бывшего Союза было обозначено политической нестабильностью, экономическим кризисом и ростом социальных проблем, что также повлияло на его выбор.
Узбекистан сегодня — независимое государство со своей повесткой дня и амбициями. Он может играть значительную роль в Центральной Азии и влиять на баланс сил в Евразии.
Я неоднократно посещал Узбекистан и люблю его народ. У вас замечательный климат, есть много чудесных мест, исторических городов и зданий, множество гор, долин и рек, окруженных прекрасной сельской местностью. Узбекистан не только «звезда региона», но и «жемчужина Азии». Я глубоко признателен народу Узбекистана за его доброту, щедрость и гостеприимство, оказанные мне в период моего там пребывания.
Беседовал Мавлянжон Юлдашев.
Ташкент — Лондон.