Домой » Наука и образование » ЗАШУМЯТ ТУГАИ В ПАХТАЧИ

ЗАШУМЯТ ТУГАИ В ПАХТАЧИ

Сейчас уже трудно сказать, почему именно биология увлекла юного Баходира Худайбердиева, но именно она стала смыслом его жизни и основной специальностью. То ли потому, что родился и вырос в кишлаке недалеко от Самарканда, где сама природа влекла своим разнообразием и таинственностью любознательного подростка, то ли первая учительница по биологии в школе сумела привить любовь к своему предмету. Но сколько себя помнит Баходир-ака, его всегда тянуло познать неизведанное, разобраться в смысле процессов, происходящих в природе. Вот и привела его эта стезя на биофак Самаркандского университета, а потом и в зиадинскую школу № 22 Пахтачийского района.
sgu
С удовольствием вел уроки, организовал сначала кружок юных биологов, который со временем был преобразован в клуб «Еш биолог». Видно так поставил дело влюбленный в свою профессию учитель, что ребята разных возрастов охотно посещали после занятий свой клуб.
Казалось, ну что можно сделать в школьном коридоре, где рядом расположены кабинеты ботаники и анатомии, общей биологии и химии? Оказывается, если объединить все эти предметные аудитории вместе с коридором, в котором разместить оранжерею и лимонарий, то получится этакий музей природы. А если на школьном участке, что давно обрабатывают ребята, кроме хлопчатника высадить фруктовый сад, оборудовать теплицы и парники, а рядом соорудить живой уголок, то вообще получится мини-заповедник, хотя юные биологи называют свое хозяйство скромно — клуб природы.
Поговорите, например, с учеником седьмого класса Азаматом Курбановым, или пятиклассниками Матлюбой Абдуллаевой и Нуритдином Низамовым и они расскажут вам, как по программе ботаники самостоятельно подбирали сорта хлопка, а потом и выращивали их на делянках. Как отбирали шесть сортов сорго, восемь — сои, а также семена маша и свеклы. Неоценимую помощь в этом ребятам оказали сотрудники НИИ семеноводства и риса. Не остались в стороне и ученые-животноводы. Сумел-таки Баходир Худайбердиев заинтересовать специалистов работой с детьми. И дело сегодня уже на трех гектарах посевных площадей поставлено на научную основу. За каждым видом растений ребята ведут строгий контроль, записывая происходящее в дневники наблюдения: как высевали культуру, какие удобрения вносили, как поливали, обрабатывали почву и какими средствами вели борьбу с вредителями растений, как новые сорта приживались в наших условиях, как доводили их до полного созревания и какие виды можно использовать в качестве кормов животным.
Почитайте записи юных, и вы увидите не только кропотливый вдумчивый труд каждого члена клуба, но и поистине ученые записки.
А главное, что сумел привить своим юным коллегам Баходир Худайбердиев, это понятие о самой биологии — как совокупности наук о живой природе. И потому ребята умело пользуются микроскопом, проводят опыты в своей биолаборатории, разводят трихограмму для борьбы с вредителями растений, организовали и пост гидромета. Живо интересуются также биохимией, биотехнологией, микробиологией, пытаются разобраться в генной инженерии. На практике же подбирают биотопливо для обогрева весенних теплиц и парников в виде навоза, бытового мусора и т.д. Занимаясь животными, ребята познают секреты их кормления и содержания, приготовления кормов. Словом, готовит педагог своих воспитанников к познанию широкой панорамы матушки-природы.
Кто-то из них станет биологом, кто-то — специалистом сельского хозяйства или врачом, но с богатым багажом знаний им всем будет легче учиться в высших учебных заведениях, а то и просто включиться в производство. Сегодня уже закончили биофак СамГУ и преподают биологию в школах района Дилором Пирназарова, Матлюба Абдуллаева и Максуда Базарова. Стали известными врачами Вали Исаев и Анвар Пирназаров. Они тепло вспоминают школьные годы и своего наставника: как вместе открывали зеленую выставку, как были удостоены молодежной республиканской премии за активную пропаганду биологической науки и внедрение ее достижений в производство, как по бесплатной путевке побывали в столичном ботаническом саду, музее природы и лимонарии, как сложили песню юных биологов. Новое же поколение клуба уделяет внимание экологическим исследованиям и в конце 80-х годов прошлого века создало неправительственную организацию Детский экологический фонд «Зеленая волна», в котором ныне числится более 400 человек из восьми школ. На их счету акции в защиту Арала и по охране природы родного края, составление экологической карты и карты ареала распространения лекарственных растений Пахтачийского района, которые одобрил и применяет в своей работе хокимият и его службы. А руководитель фонда сельский учитель Баходир Худайбердиев избран членом координационного совета зеленого движения в стране.
Кроме того, старшеклассники школы № 22, где он по сей день преподает, помогают службам СЭС в проверках сельхозпродукции на нитраты и другие вредные вещества, выступют в средствах массовой информации.
Многогранная деятельность учителя не осталась незамеченной: заведующий районо Азим Очилов и директор школы № 22 Гульсара Хакимова пошли на то, чтобы сформировать класс с усиленным изучением биологии и охраны окружающей среды. Мало того, стараются поддержать энтузиаста в его начинаниях. В частности, когда Баходир-ака выиграл грант ISAR Центральноазиатского института содействия общественности, то помогли на эти средства организовать экологический лагерь для подростков в Бахмальском районе. Попотчевали там ребят знаменитым горным медом, возили их на автобусе по городам и весям. Второй грант за разработку темы восстановления тугайных лесов в пойме реки Зарафшан обернулся для фонда компьютером с модемом и принтером.
И дело дошло до того, что учащиеся школ района встали на защиту зеленой зоны Зарафшана вместе со специалистами лесного хозяйства: высаживают калифорнийский тополь, кустарниковые плодовые деревья. Кроме того, только в 2001 году провели три выездные ученические конференции.
Подобные инициативы поддержали и в других школах района. И всюду были представители детского экологического фонда «Зеленая волна», который нынче занимается не только повышением экологического образования учащихся, но решает и проблемы улучшения экологической ситуации в регионе. Иными словами, его активисты стараются вести борьбу с подростковой наркоманией, внедрять здоровый образ жизни среди ребят, развернули экотуризм и т.д. Этому способствуют как школьные уроки, так и зоологический музей, где собраны экспонаты птиц и рыб, рептилий и беспозвоночных;ботанический музей, наполненный коллекциями семян, гербариями растений, а также самих культур, выращенных руками ребят. Открыты библиотека с литературой по биологии и экологии, бюллетенями, журналами и периодикой.
А в ближайшие годы учащиеся займутся выращиванием экологически чистых овощей, плодов и винограда, разведением пчел, молочного скота, нутрии, водоплавающей птицы и т.д.
Ученики приходят в «Зеленую волну» и уходят в большую жизнь. А преподаватель биологии Баходир Худайбердиев остается и готовит новую смену экологов, сторонников озеленения наших улиц, дворов поселков и городов. Пока все делается на общественных началах. Но есть уверенность, что доброе начинание ребят поддержат спонсоры. И пусть «зеленая волна» захлестнет все наши регионы.
Борис Палацкий.
Корр. «Правды Востока».