Домой » Бизнес » ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА — НА РЕЛЬСАХ ПРИВАТИЗАЦИИ

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА — НА РЕЛЬСАХ ПРИВАТИЗАЦИИ

Презентация пяти предприятий ГАЖК «Узбекистон темир йуллари», 39 процентов пакетов акций которых будут предложены к реализации иностранным инвесторам, состоялась в столичном Дворце железнодорожников. В их число входят монополисты в своих сферах — «Узжелдорпасс» (пассажирские перевозки и сервисное обслуживание пассажиров), «Доррефтранс» (перевозки в рефрижераторном подвижном составе), «Узжелдорконтейнер» и два ремонтных предприятия — Ташкентский завод по ремонту пассажирских вагонов и «Узремвагон» (ремонт грузовых вагонов). Доля трудового коллектива в этих предприятиях составляет 10 процентов, за государством остается 51 процент акций, но при желании инвестора и принятии им определенных обязательств его доля может быть увеличена.
Все эти производства приватизируются по индивидуальным схемам и включены Всемирным банком в число проектов, финансируемых за счет средств этого международного финансового института.
Как сообщил генеральный директор Бюро по индивидуальной приватизации предприятий Улугбек Вахабов, приглашенный для проведения диагностических исследований эксперт, уже определил круг вопросов, которыми необходимо заняться до начала приватизационных процедур. Это — доступ к путям, регулирование ценообразования и развитие в железнодорожных коллективах трудовых навыков в соответствии с международными стандартами. Проведенные исследования были необходимы для принятия решения о начале индивидуальной приватизации, они лягут в основу технического задания по проекту, подчеркнул он.
Было отмечено, что наиболее подготовленным к приватизации на сегодняшний день является ОАО «Доррефтранс», основным видом деятельности которого является перевозка скоропортящихся грузов в изотермическом подвижном составе (бывшее Сырдарьинское рефрижераторное депо). Им перевозится большой объем грузов из Узбекистана в Россию, страны Содружества, Балтии, Иран, Афганистан.
На презентации прозвучала информация о том, что программа реформирования железнодорожного транспорта в республике реализуется вот уже четыре года. Основной целью ее является создание конкурентной среды на железной дороге, повышение эффективности работы крупной естественной монополии.
Для успешного решения этих задач необходимо привлечение иностранного капитала. При поддержке правительства республики государственная железнодорожная компания «Узбекистон темир йуллари» успешно сотрудничает с такими крупными международными финансовыми институтами, как Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Японский банк международного сотрудничества, Германский банк КфВ.
По кредиту Японского банка международного сотрудничества в марте 2001 года был принят в эксплуатацию завод по ремонту пассажирских вагонов в Ташкенте. После выхода на проектную мощность он обеспечит ремонт 450 вагонов в год (сейчас этот показатель составляет 300).
В настоящее время по линии Азиатского банка развития финансируются два проекта по реконструкции и модернизации более 700 километров пути от Ташкента до Бухары.
Европейским банком реконструкции и развития выделен кредит на закупку новых тепловозов, на стадии подписания второй проект по модернизации дизельных локомотивов.
В республике создается единая транспортная железнодорожная сеть. За счет государственного бюджета в прошлом году было завершено строительство новой железнодорожной линии протяженностью 351 километр, соединяющей Хорезмскую область и Республику Каракалпакстан с центральными регионами республики.
Еще одна железнодорожная ветка протяженностью 223 километра свяжет с центром южную Сурхандарью. Готовится проект строительства железнодорожной линии Ангрен-Пап, обеспечивающей прямую связь с Ферганской долиной республики.
Кроме того, продолжается электрификация основных участков железных дорог, ведется поиск альтернативных транспортных коридоров, обеспечивающих выход на мировой рынок.
Вера Рудакова.

КОЛЕСА КРУТЯТСЯ ВПЕРЕД
Важный заказ государственной акционерной железнодорожной компании «Узбекистон темир йуллари» выполнило акционерное общество «Ташкентский шиноремонтный завод». Им изготовлено более 150 тысяч специальных подшпаловых и подрельсовых прокладок. Вроде бы мелочь. Но теперь колеса тепловозов и вагонов будут двигаться вперед, не боясь аварий. Раньше такие изделия закупались за рубежом.
Шиноремонтники готовы крутить вперед не только паровозные, но и автомобильные колеса. Здесь отработана современная технология восстановления автомобильных шин. Их ремонтируют для машин любых марок. При этом гарантируется пробег таких колес до 20000 километров.
Рынок требует свои подходы. Если раньше мы получали разные запчасти откуда-то, то сегодня научились делать многое собственными силами. Ташкентский шиноремонтный завод способен изготавливать резино-технические изделия сотен наименований. Проектная мощность предприятия рассчитана на ремонт 40 тысяч автошин в год. Ими интересуются предприниматели других стран. Рассматриваются проекты по созданию совместных предприятий.
Вячеслав Драчев.
Корр. УзА.