Домой » Культура » ЦЕНТР СОБРАЛ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ

ЦЕНТР СОБРАЛ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ

Выставкой работ мастеров народных промыслов в Государственном музее декоративно-прикладного искусства начал свою деятельность Центр развития ремесел и защиты прав ремесленников «Хамса». Новая негосударственная некоммерческая организация объединила представителей национальных ремесленных школ различных регионов страны с намерением способствовать популяризации их деятельности, помогать им в решении профессиональных проблем.
Первая акция центра вполне удалась: на выставке, сложившейся из экспозиций известных современных мастеров гончарного и ювелирного дела, ткачества и коллекционных экспонатов музея, было буквально не протолкнуться. Модельеры, художники, студенты, представители дипкорпуса, рассматривая выставленные изделия, интересовались технологиями изготовления, творческими задумками их авторов. И им подробно отвечали мастера надомного ткачества Расул Мирзаахмедов, восстановивший забытое было искусство производства ткани ало-бахмаль, Фазлитдин Дададжанов, чьи полотна, созданные вручную, специалисты считают уникальными по своему колористическому решению и качеству. Ткач-индивидуальщик задумал создать свою «школу тканей» с тем, чтобы передать свои знания молодым. И с этой целью на собственные средства выкупил дом, где вскоре разместятся учебные и ремесленные цехи будущей школы.
Рядом с сюзане вышивальщицы Гульнары Чарыевой из Шахрисабза, сохраняющими традиции орнаментальных мотивов региона и технологию шитья, для многих неожиданными стали вышивки Мавлюды-апа из именитой семьи гиждуванских керамистов Назруллаевых. Работы потомственных гончаров, конечно же, также стали экспонатами выставки, их представлял один из одиннадцати талантливых членов семьи — Алишер.
Подолгу задерживались представительницы прекрасной половины человечества у стендов с ювелирными украшениями, выполненными мастером ташкентской школы Фазлиддином Дадамухамедовым. К сожалению, заметила директор центра Наталья Мусина, сегодня пора говорить не только о развитии, но и о потерях в традиционном ювелирном промысле. Так, сейчас практически нет наследников у каракалпакской и хорезмской ювелирных школ, о богатстве арсенала которых напоминали великолепные серебряные комплекты украшений — архивные образцы музея. Поддержать энтузиастов, готовых вдохнуть новую жизнь в старые ремесла, — также одна из задач ННО «Хамса».
О том, насколько это важно, в том числе и для экономики регионов, поделился директор маргиланской фирмы «Едгорлик» Агзамхон Абдуллаев:
— Наша фабрика создавалась как цех сувенирных изделий еще в 1974 году. А свое нынешнее лицо она обрела с независимостью, став поначалу фабрикой-музеем. С 1991 года стали искать в «бабушкиных сундуках» образцы тканей, выработанных по старинным технологиям. Но парадокс в том, что книгу, где приводится процесс создания в ХIХ — начале ХХ века шелковых тканей, производившихся в Бухаре, Самарканде и Маргилане, мне удалось найти только в библиотеке. Написана она американским исследователем Гарри Голдменом. По его описаниям и фотографиям восстановлены некоторые виды тканей, технология производства которых была частично или полностью утеряна.
Одновременно устраивали выставки изделий, заинтересовывали жителей, в семьях которых из поколения в поколение передавались секреты ручного ткачества. И они стали приходить к нам. В 1994 году провели первую выставку в Ташкенте, а в 1997 году совместно с Британским советом начали проект по поддержке и восстановлению промыслов по шелковым тканям. Результат трехлетней работы вы и видите здесь: мы выпускаем шелковые ткани с натуральными красителями, смесовые, с хлопком и хлопковые. Адрас, атлас, шои, карбос, бахмаль — эти виды тканей освоены в последние годы. Сегодня на фабрике изготовляем также швейные изделия, освоили шерстяные и шелковые ковры. При этом мы работаем по принципу «замкнутого цикла» (начиная от выращенных шелководами коконов и заканчивая готовой продукцией), в котором задействовано 250 мастеров. В основном готовим изделия на заказ, в целях сбыта готовой продукции открыли свой магазин в Ташкенте, наладили сотрудничество со столичным универсальным магазином «Ташкент» (бывшим ЦУМом), у которого имеется свой круг покупателей. И, конечно, продолжаем творческий поиск — привлекаем одаренных людей, не равнодушных к развитию ткацкого дела. Пока работаем на внутренние заказы, но в нынешнем году, надеюсь, появится и первая экспортная продукция.
Вообще сейчас Маргилан — город шелковиков — переживает настоящий «шелковый бум». Появилось множество аналогичных производств, есть здоровая конкуренция среди предприятий и индивидуальных мастеров. Формируются новые школы ткачества, для каждой характерны свое направление и свои стилистические особенности. И еще одна сторона развития народных промыслов: только нашу фабрику ежегодно посещают теперь около трех тысяч туристов, чего раньше не было.
musey
Наталья Петрачкова.