Многовековую дату одного из древнейших городов Великого шелкового пути отметит в этом году мировая наука и общественность. Праздничные торжества в нашей стране пройдут в соответствии с постановлениями ЮНЕСКО и правительства Узбекистана.
Одна из древнейших областей Узбекистана, известная в раннем средневековье как Кеш, а в более раннее античное время имела столичный город, в разных письменных источниках именовавшийся Сусе или Наутака, находилась на территории современного Кашкадарьинского вилоята.
Научными изысканиями узбекских археологов и историков установлено, что столичный город этой исторической области на протяжении 27 веков своего существования неоднократно менял свое местоположение, в зависимости от складывавшейся политической ситуации в различные периоды истории. Это явление нередко встречается в исторической географии Средней Азии, в том числе и в настоящее время.
Так, первоначально он возник на берегу Кайнарсая — притока реки Кашкадарьи, на том месте, где теперь возвышаются руины грандиозного по размерам (70 га) городища Узункыр, что в переводе с узбекского языка означает «длинный холм». Над городом, окруженным по периметру мощной крепостной стеной, возвышалась величественная, укрепленная резиденция правителя — цитадель. Время ее возникновения относят к VIII-VII векам до н.э., однако к первым векам н.э. она была заброшена.
Затем, в силу определенных историко-географических причин, древний центр этой области переместился на место Китаба, древнейшие слои на территории которого относятся к III-II вв. до н.э. Так, по данным археологических исследований, развалины Каландартепа хранят под своими холмами постройки города, носившего почетный титул столицы области с первых веков новой эры и вплоть до кон. VII — нач. VIII вв. н.э., когда он был полностью разрушен в ходе арабской экспансии. Такая судьба его постигла, поскольку в последние годы своего существования он прославился на века как последний оплот восстания Муканны — «людей в белых одеждах», организовавших беспримерное многолетнее сопротивление иноземным захватчикам в борьбе за независимость Родины.
Поэтому новый столичный город области сложился на месте современного Шахрисабза спустя некоторое время — в IX-X веках. Он унаследовал прежнее название — Кеш, хотя уже в то время за ним закрепился дошедший до наших дней эпитет — Шахрисабз («Зеленоград»).
Свой наивысший расцвет этот город пережил в эпоху Амира Темура и Темуридов (кон. XIV-нач. XVI вв. н.э.). Об этом поведали история и монументальные сооружения — свидетели неувядаемого таланта зодчих местной архитектурной школы, хорезмийцев и персидских мастеров. Следует отметить особо, что подобное заботливое отношение наших великих предков к Шахрисабзу было связано прежде всего с тем, что в селении Ходжа-Илгар близ этого города родился сам Сахибкиран.
Как свидетельствует ученый-исследователь, академик Академии наук Узбекистана Галина Пугаченкова: «Их творческое содружество дало великолепные плоды благодаря единению знаний, опыта, традиций и созидательных усилий, заложивших основы монументального стиля, определившего особенности архитектуры Средней Азии конца XIV-XV века».
Его зарождение ощущали даже современники. В связи с этим примечательно, что даже плененный историк Ибн-Арабшах, живший в Самарканде и, соответственно, относившийся к Сахибкирану, в своей хронике отдает дань величию темуровских построек, созданных, по его словам, «в новом стиле». Руины двух монументальных сооружений этого стиля, возведенных по распоряжению Темура, высятся и в Шахрисабзе.
Особое место среди них занимает Оксарой («Белый дворец»), входивший в дворцовый комплекс, включавший также площадь и хорошо распланированный сад.
До наших дней от него дошли только руины портального входа. Первоначальный облик дворца детально описан современником и очевидцем — Рюи Гонсалесом де Клавихо. В своем дневнике он описывает великолепие этого здания, поразившего своей грандиозностью и убранством даже этого немало путешествовавшего по Европе и по странам Востока испанского посла, прибывшего ко двору Темура в 1404 году.
Среди других памятников архитектуры, которые накануне юбилея города переживают свое второе рождение в процессе реставрации, следует отметить неизменно привлекающие внимание туристов, исследователей, дипломатов, зарубежных бизнесменов: склеп Темура и Мавзолей Джехангира (1379/80-1404 гг. и мечеть Хазрет Имам (XIX в.), мазар Шамседдина Куляля, Кок-Гумбаз («Голубой купол» — мечеть Улугбека 1435 г.), Гумбази-Сейидан («Купол Сейидов» — 1437/38 гг.) — надгробья XV-XVII вв., Чорсу, баня, мечеть Казы-Гузар, ханака Малик-Аждара, традиционные жилые дома и т.п.
Так один из древнейших городов нашей страны и всей планеты обновившийся за годы независимости Республики Узбекистан Шахрисабз готовится встретить свое 2700-летие. На протяжении вот уже многих веков он покоряет гостей своим гостеприимством и очарованием памятников седой старины.
Сергей Курбанов.
ИА «Жахон».