Минувшей весной любителям театра Академический русский драматический театр Узбекистана подарил сразу несколько любопытных премьер — водевиль Н.Птушкиной «Под абажуром» в постановке В.Островского, «Тайну китаянки» по мотивам поэм Алишера Навои и романтическую комедию американского драматурга Альберта Герни «Сильвия — история собаки». Постановку последней пьесы осуществил художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств Узбекистана Владимир Шапиро. Чем же привлекла театр пьеса популярного бродвейского автора? У себя на родине, в Штатах, Альберт Герни довольно известен. Его пьесы «Гостиная», «Вторая половина жизни», «Сильвия» пользовались неизменным успехом у публики, а также по достоинству были оценены и коллегами присуждением автору престижных театральных премий.
Например, «Сильвия — история собаки» получила долгую театральную жизнь, и не только в Америке. Почему?
Ответ, думаю, правильно дал один классик, сказав, что для человека человек во все века будет интересен, а его любовь — тем более. И только от таланта автора зависит, как он о ней может поведать людям. Альберт Герни выбрал неординарный ход — рассказал о любви двух людей, мужа и жены, живущих в джунглях современного города, через историю попавшей в их дом бродячей молодой собаки.
Театр уже знаком с подобными пьесами. Толстовский «Холстомер»- спектакль об истории лошади — с успехом шел многие годы в ленинградском БДТ и других городах бывшего Союза. Но если Евгений Лебедев и в гриме, и в костюме пытался внешне быть похожим на своего «героя», то актриса, играющая Сильвию, — Людмила Фесенко, которую мне пришлось увидеть на первом спектакле, никак внешне не подчеркивает своего сходства, язык не поворачивается сказать «с собакой». Скорее это современная девушка-подросток в традиционных джинсах и бейсболке. И ведет она себя по-современному: молодежный сленг при общении, экстравагантные, но искренние поступки…А главное, она умеет любить и быть верной. В этом случае ее новому хозяину Грэгу, который подобрал Сильвию в городском парке, повезло. Есть теперь существо в мире, которое его любит искренне и бескорыстно. Просто любит, как дышит. И совсем неважно, что оно — веселая и вечно старающаяся лизнуть в лицо собака Сильвия.
А история семьи Грэга такова. Живут друг с другом два некогда сильно любивших друг друга человека. Она — учительница, читающая курс Шекспира в колледже. Он — менеджер, долгие годы работающий в фирме под началом недалекого шефа и потерявший давно всякий вкус к своей работе. Их сын вырос и уехал учиться в другой город. Они, еще вовсе не старые, остались одни в просторном доме. Продолжают жить вместе по привычке, хотя любовь уже давно оставила их семейный очаг. Живут скучно, монотонно.
И вдруг в квартире появляется молодое, живое и искреннее, любящее существо, которое все и всех поднимает вверх дном. Словом, с появлением Сильвии в аккуратный и образцовый американский дом приходит жизнь. Хотя издержки в качестве порванных тапок, книг, собачьих волос на диване тоже существенны для жены… Но с появлением Сильвии (и это хорошо понимает Грэг — артист Иван Ненашев и его жена Кэйт — артистка Наталья Епонешикова) изменилось все, и не только внешне. Грэгу и Кэйт пришлось осмелиться и взглянуть на себя со стороны и решать непростой вопрос: оставаться ли им вместе, можно ли вновь разжечь погасшую любовь? Оказывается, можно. Сильвия сумела помочь застегнутой на все пуговицы не только в костюме, но и духовно, всегда прячущей красивые глаза за стеклами очков суровой Кэйт снова превратиться в милую и обаятельную, любящую супругу.
Пока сыграно всего несколько спектаклей. Современны не только декорации, музыка, но и костюмы героев. Современны и созвучны нам они по духу времени. Молодая артистка Людмила Фесенко и более опытная и органичная в роли Сильвии заслуженная артистка Узбекистана Ольга Володина вызывают своей искренней игрой симпатию у зрителя, как и герой, в кого они влюблены, — Грэг. И то, что спектакль идет динамично и на одном дыхании, заслуга режиссера-постановщика. Хорошо играют, не выбиваясь из замысла Шапиро, и другие молодые актеры — Валерий Кудашкин, Андрей Кошелев, Виктория Блат.
Показанный спектакль — еще один ненавязчивый и жизненный урок с помощью театра: с любимыми не расставайтесь. Суметь сохранить любовь в семье с годами — редкий дар. А как нам в эпоху рыночных отношений и прагматизма не хватает искренних чувств, людей, умеющих любить и быть любимыми.
Еще об одном хочется сказать в заключение. В театре растет прекрасная плеяда молодых актеров, которым дают играть, и много. Имеются полностью молодежные спектакли, например, «Хозяйка гостиницы» и «Тайна китаянки». Спектакли интересные. И это хорошо, значит, у академического театра есть способная смена, а у театра — будущее.
Галина Глушкова.