В эти дни в столице проходит седьмой международный фестиваль современной музыки «Ильхом-XX». Именно этот театр стал общепризнанным центром авангардного искусства как для ташкентских зрителей, так и для многих иностранных гостей.
Немало теплых слов благодарности его организаторам было сказано на концертах, на первом из которых звучали произведения Альфреда Шнитке, Франгиза Али-Заде, Александра Раскатова, Джеймса Мак`Миллана, Дмитрия Смирнова, Астора Пьяццола, Джерарда Мак`Бёрни. Имена эти, кроме, пожалуй, Шнитке, непосвященным мало известны, как и их произведения. Но в зале сидела публика довольно информированная, а авторитет исполнителей из Великобритании виолончелиста Александра Ивашкина и пианиста Пирса Лейна заставил внимательно слушать всё, что исполнялось ими, даже те звуки, которые извлекались с помощью смычка… из кромки бокала.
Профессор музыки Лондонского университета Александр Ивашкин выступал более чем в 30 странах мира. Он входит в число трех виолончелистов, вместе с Мстиславом Растроповичем и Наталией Гутман, для которых писал свои произведения Альфред Шнитке. Его многочисленные записи были неоднократно удостоены различных наград и призов. Не менее значителен послужной список и пианиста Пирса Лейна, в репертуар которого входит почти 60 фортепьянных концертов. Это дает ему возможность выступать со многими выдающимися оркестрами мира. Что же касается фестивального концерта, то он, конечно же, удался. Во всяком случае, оба артиста были искренне польщены тем радушием и восторгом, с каким зрители встречали каждый их номер.
— Я считаю, что понятие «новая музыка» относительно. Во-первых, всякая новая музыка потом все равно стареет и либо забывается, либо становится классикой, — говорит А. Ивашкин. — Например, «Виолончельная соната» Шнитке уже давно стала классикой, несмотря на то, что она написана всего двадцать пять лет назад. Ее играют на всех конкурсах, ее знают и любят. Поэтому для нас, исполнителей, очень интересно знакомиться с новыми сочинениями, которые всегда дают представление о композиторе и его мировоззрении. Но мне также приятно и интересно играть классическую музыку, стандартный репертуар. Я бы с большим удовольствием сыграл сегодня сонату Бетховена или даже Баха, если бы меня попросили, в одной программе с новой музыкой. И мне кажется, что самым правильным было бы сочетать в концертах классическую музыку и совсем новую. Авангард — понятие относительное. То, что я сегодня играл, уже нельзя отнести к авангарду. Это уже устоявшиеся произведения, хотя некоторые из них и написаны всего несколько лет назад.
Сюрпризом второго дня фестиваля стало выступление шведской группы «Son», в репертуаре которой была сугубо «левая» авангардная музыка. Несколько человек, в том числе и один из музыкальных критиков, после антракта на свои места не вернулись, так как испытали определенный шок. Ударник Джонни Аксельсон, гитарист Магнус Андерсон, тромбонист Иво Нилсон и саксофонист Йорген Петерсон хорошо сделали свое дело, и главной причиной этого была не столько профессиональная подготовка, сколько необузданная энергетика талантливых шведских парней.
Искусствовед и преподаватель государственной консерватории Узбекистана Марина Артишевская считает, что подобные фестивали нужны, ибо дают возможность следить за развитием музыкальной жизни мира:
— Я помню, как на первом фестивале музыку Шнитке публика просто не воспринимала, а уже сейчас его воспринимают как классику. Значит, чему-то за это время фестиваль нас научил.
Что касается организации фестиваля: сразу после предыдущего фестиваля начали готовиться к нынешнему, и его участники на 90 процентов были уже определены, как сейчас уже определены участники следующего. За время существования этого фестиваля его посетило более 20 музыкальных коллективов, у которых календарь выступлений расписан на годы вперед. И с ними надо договариваться заблаговременно.
Отрадно и то, что очень многие произведения здесь исполнялись впервые. И для любителей музыки, и для специалиста-музыканта это уникальная возможность пополнить свой запас знаний и впечатлений.
Степан Балакин.