Домой » Июль » ЭТАПЫ КРЫЛАТОГО ПУТИ

ЭТАПЫ КРЫЛАТОГО ПУТИ

«90-летие Воздушного флота России — этапы большого пути» — так называется передвижная фотовыставка, подготовленная узбекистанскими представительствами Росзарубежцентра при правительстве РФ, ФГУП «Рособоронэкспорт», авиакомпаниями «Аэрофлот», «Трансаэро» и «Домодедовские авиалинии».
Вернисаж состоялся вчера в Российском посольстве в Ташкенте, а затем смотр, дополненный материалами из истории развития и современной жизни гражданской авиации нашей республики, продолжится на предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях аэрокосмической отрасли Узбекистана.
Около полусотни черно-белых и цветных фотографий стали яркой иллюстрацией истории зарождения и становления крылатой отрасли. Кстати, заметим, что 17 декабря будущего года мировая авиация отметит свое столетие, а ее пионерами, как известно, были американские конструкторы и пилоты братья Уилбер и Орвилл Райт, которые первыми на планете совершили 59-секундный полет на построенном ими самолете с двигателем внутреннего сгорания. Однако, если углубиться в историю, то еще в 1881 году русский изобретатель в сфере воздухоплавания, контр-адмирал Александр Можайский получил привилегию на изобретенный им «воздухоплавательный снаряд», который был через два года собран в натуральную величину. К началу ХХ века великие открытия российских и зарубежных ученых, в том числе Н. Жуковского, А. Можайского, К. Циолковского, К. Адера, О. Лиленталя и других, создали предпосылки для изобретения аэроплана. В дальнейшем эти разработки успешно реализовали предприимчивые братья Райт, установившие легкий бензиновый мотор на планер собственной конструкции и запантетовавшие его.
Что касается России, то 23 мая 1912 года вышел императорский указ, утвердивший законы, направленные на официальное создание крылатой отрасли. Хотя этому предшествовали многие важные события, оставившие заметный след в истории авиации. Так, в 1907-1908 годах в Одессе основали первый аэроклуб. А первые аналитические и экспериментальные изыскания в области теории полета проводил, как ни странно, великий химик Д. Менделеев. Создатель современной аэродинамики Н. Жуковский еще в 1902 году при МГУ создал первую в России аэродинамическую трубу, а спустя два года под его руководством в подмосковном Кучино был сформирован первый в Европе аэродинамический НИИ.
Весной 1910 года близ Петербурга состоялась «авиационная неделя», где принимали участие и пять иностранцев, а первое место по продолжительности и высоте полета занял русский летчик Николай Попов. А как не вспомнить таких легендарных пилотов, как Г. Алехович, В. Абрамович, А. Шиуков, М. Ефимов, А. Васильев, Б. Россинский, Л. Мациевич, С. Уточкин… Справедливости ради стоит напомнить, что, согласно страницам «Туркестанских ведомостей», первые демонстрационные полеты «этажерок» проходили в небе над Ташкентом в 1912-1914 годах.
На выставке, например, представлен снимок легендарного 4-моторного гиганта «Илья Муромец», созданного на Русско-Балтийском вагонном заводе в Петербурге в 1914 году по проекту Игоря Сикорского, которого судьба по разным причинам, в том числе по политическим мотивам, впоследствии забросила в США, где он основал собственную фирму, и поныне выпускающую вертолеты разных конструкций.
Экспонаты фотоэкспозиции ярко демонстрируют основные этапы развития авиации. В частности, ностальгически выглядят созданные в 20-30-е годы конструкции Н. Поликарпова, Д. Григоровича, А. Туполева и С. Ильюшина, газетные публикации об открытии первой воздушной линии между Москвой и Нижним Новгородом в 1923 году. Здесь было бы уместным напомнить, что «Правда Востока» 12 мая 1924 года известила о начале регулярных полетов между Ташкентом и Алма-Атой (тогда — Верный), что считается зарождением гражданской авиации не только в Узбекистане, но и во всем Туркестанском крае, а спустя два года открылась первая здешняя международная трасса Ташкент-Кабул.
Добрые традиции тех далеких времен теперь успешно продолжает, но уже в новом качестве НАК «Узбекистон хаво йуллари», парк которого наряду с самолетами российского производства пополнили современные лайнеры американской и западно-европейской авиафирм. Сотрудничество создателей крылатых машин Узбекистана и России, зародившееся в суровом 1941 году, сейчас сосредоточено на базе ГАК «ТАПОиЧ», со стапелей которого «сходят» тяжеловесы Ил-76, пассажирские и грузовые Ил-114.
il-76
Говоря о безусловно интересной выставке, мы обозначили лишь некоторые штрихи из 90-летней истории Российской авиации. Разумеется, перекочевав из посольских апартаментов за их пределы, у этих фотоэкспонатов появится большая аудитория. Очередным пунктом временной остановки «передвижки» станет Международная аэрокосмическая школа, куда в конце июля на летние занятия съедутся молодые курсанты из разных концов Узбекистана и соседних государств.
Шахабутдин Зайнутдинов.