Огромную область творчества составляют произведения, посвященные детям. Можно спорить о том, какие они должны быть по форме и сюжетной основе, но все сходятся на том, что писать для ребят авторы обязаны во всеоружии профессонализма. В мир детского кино необходимо входить не суровым нравоучителем, а добрым и умным другом, глубоко заинтересованным ребячьими проблемами и радостями. Об этом помнили и знали узбекские киномастера, создатели таких великолепных картин как «Пахта-ой», «Ты не сирота», «Ташкент — город хлебный», «Горькая ягода».
С годами расширяются жанровые и стилистические рамки подростковых лент: наряду с приключенческими и сказочными картинами, традиционно популярными среди детского зрителя, ведутся поиски в психологическом, комедийном ключе, отдается дань и фантастике. Богатейший нивой для смелых и плодотворных экспериментов становится для национальной студии мультипликация.
В рядах узбекских кинематографистов сформировывается целая когорта постановщиков, специализирующихся на подростковой тематике. Среди них мастера разных поколений — Ш. Аббасов, К. Камалова, Д. Салимов, С. Назармухамедов, М. Агамирзаев, М. Баймухамедов… Их творческое наследие говорит о том, что в национальном экранном искусстве родилась и дает хорошие плоды своеобразная, опирающаяся на народные традиции оригинальная школа детского фильма. Ее основными чертами являются увлекательность сюжетного построения, гуманизм идеи. Большинство авторов наших картин «беседуют» со своими маленькими зрителями на равных, как говорится, «не присаживаясь на корточки».
Таковы, например, работы режиссера З. Мусакова, давно и стабильно приверженного детской тематике. Ему не откажешь в высоком полете фантазии, в умении находить забавные истории. В лучшем его произведении «Абдуллажон» действует юный пришелец, неожиданно приземлившийся на окраине далекого села. Перипетии сюжета о приключениях инопланетянина, принятого как родного в дехканскую семью, дают богатую пищу для серьезных размышлений, не могут оставить равнодушными людей различного возраста. Окрашены юмором, добротой и другие фильмы постановщика, «Маленький табиб», «Мама».
Из последних событий в сфере детского кино хотелось бы отметить работу режиссера М. Абзалова «Мешполвон», таланту которого всегда были свойственны тяга к показу жизни молодых, насыщение содержательного материала чертами национального фольклора, тонкого юмора. Новый фильм решен в своеобразном синтезе анекдота и народного сказания, с изрядной долей буффонады. Появление подобных лент подчеркивает, что линия на развитие детского кино у нас не прерывается, обрастает новыми гранями.
Джура Тешабаев.
Профессор.