В эти дни народ Узбекистана и мировая общественность будут отмечать под эгидой ЮНЕСКО 2700-летие Шахрисабза, одного из древнейших городов Средней Азии. В мире города-ровесники или близкие по возрасту Шахрисабзу можно пересчитать по пальцам — Рим, Хива, Бухара, Самарканд, Афины, Иерусалим, Иерихон… Каждый из них имеет свою многовековую историю. При отсутствии письменных источников единственным достоверным свидетельством возраста города являются археологические раскопки.
В научных работах по определению возраста Шахрисабза есть немалая заслуга Хайруллы Таджиевича Султанова, чей юбилей совпал с юбилеем Шахрисабза, правда с разницей в 2640 лет.
У Хайруллы Султанова появилась реальная возможность претворить результаты своих научных исследований в жизнь — возродить из праха невиданные памятники города-мечты — Шахрисабза.
СПРАВКА. Шахрисабз (по персидски «Зеленый город»), средневековый Кеш, расположен в восточной части долины Кашкадарьи, окруженной полукольцом горных хребтов, на территории, где обилие воды и зелени, а также относительно плодородные почвы. Это все и предопределило возникновение своеобразной городской цивилизации, восходящей к I тысячелетию до н.э. Некоторая обособленность и постоянная борьба населения против захватчиков проявились в своеобразной планировке городов, которые сформировались в виде городов-крепостей, окруженных мощными стенами. Одним из них был древний Кеш, территория которого в ХIV веке стала основой планировочной структуры темуридского города… Дотемуридский город в своей многовековой истории пережил крупные события, оставившие неизгладимый след в истории Маверауннахра. В VIII веке он стал центром борьбы против арабского нашествия и насильственного насаждения новой религии. Идеологической основой восстания, предводителем которого стал Муканна (Хашим ибн Хаким), была свобода вероисповедания и равноправие всех культов, наряду с исламом, и Кеш стал цитаделью восставших. Свободолюбивый дух населения Кеша проявился и позднее, в ХIV веке, в борьбе против монгольской власти. Кеш выдвинул своего, позднее всемирно известного выходца из рода Барлас (уроженца округа Кеша — кишлака Ходжа Илгар) Темура, который, освободив свою родину, в 1370 году стал правителем Маверауннахра, а затем создал огромное централизованное государство.
В это время высоко поднялась историческая значимость города как неофициальной столицы великой империи. Шахрисабз принимал посланников и деловых людей крупных государств Европы и Азии. Выходцы отсюда становились послами Темура в Кастилии, Генуе, Византии, Египте, Китае и других странах. Короли Франции и Англии обменивались с Темуром дружественными посланиями. Создание сильного централизованного государства способствовало расцвету торговли, ремесел, строительства, искусства и науки. В Шахрисабзе сформировалась своеобразная социально-культурная жизнь. Приезжали знаменитые богословы, ученые, искусные мастера.
Город стал средоточием людей науки и искусства, за что арабские историки назвали его «Куббат ул илм ва адаб» (Купол знаний и благочестия). Здесь проживал духовный наставник Темура Шамсуддин Кулал, в свое время работали трое из шести признанных в мусульманском мире ученых-мухаддисов — толкователей хадисов — деяний Пророка Мухаммада: Абу Мухаммад Абдаъ Хамар ибн Наср аль-Кеший (Хазрати Имам), Абдуллах Мухаммад ад-Даромий ас-Самаркандий и знаменитый имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухарий. Выдающийся астроном, математик, ученик и последователь Улугбекской научной школы Гияс-ад-дин аль-Каший также был из Шахрисабза.
Напряженная работа на археологических раскопках, где физические нагрузки дополняются пылью, жарой, безводьем, тучами комаров, отсутствием многих привычных элементов нормального быта увлекла молодого выпускника кафедры археологии Ташкентского университета. Годами, проводя исследования на самых различных археологических памятниках Узбекистана, молодой ученый накапливал опыт, анализировал материалы.
Каждый памятник похож на человека, у каждого свой характер, свои тайны. К нему, как и к человеку, нужно уметь подойти, найти общий язык, «разговорить». Тогда и памятник повернется к исследователю душой, откроет свои секреты. Найти общий язык применительно к памятникам археологии означает досконально изучить историческое прошлое региона, скрупулезно проанализировать архитектурные особенности эпохи во всех регионах, знать нумизматику, эпиграфику, метрологию, хронологию… Каждый черепок котла, кувшина или чаши может заговорить. А язык керамики — технология изготовления, мода времени на ту или иную посуду, региональные и хронологические особенности, температура обжига, рисунок, орнамент.
Совсем не просто иметь диалог с фрагментом керамической посуды. При внимательном изучении почти любого материала Хайрулла Таджиевич может извлечь из него полную научную информацию. Он имел счастье учиться и работать с учеными с мировым именем — академиками М. Е. Массоном,
Г. А. Пугаченковой, Э. В. Ртвеладзе и непосредственно на археологических раскопках в составе экспедиций в Кашкадарью (КАТЭ), Турменистан (ЮТАКЭ), Каракалпакию. Совместно с сотрудниками кафедры археологии занимался изучением архитектурных памятников Китабского и Шахрисабзского районов, городов Китаба, Шахрисабза, Карши, Мерва, Ниссы.
Темур и Темуриды уделяли большое внимание своему родному городу, построив великолепные здания, отличающиеся уникальностью архитектуры и особым художественным оформлением. Даже сохранившиеся остатки этих сооружений впечатляют своей масштабностью, своеобразием рисунков узоров, колоритом декора и не имеют аналогов в мире. В период с 1373 по 1438 годы, как отмечает профессор Р. Хиленбранд, темуридский Шахрисабз стал центром строительства, где кроме огромных ансамблей, вельможи, сановники Темура и Темуридов строили дворцы, мечети, медресе, бани, караван-сараи, мосты.
Испанский посол Рюи Гонсалес де Клавихо, посетивший в 1404 году Шахрисабз, писал, что город стоял на равнине, со всех сторон вокруг него проходило много ручьев и каналов, и он окружен множеством садов и домов, имел оборонительную стену с глубоким рвом и при воротах были подъемные мосты. Благодаря записям де Клавихо и потомка Темура Захириддина Бабура можно представить великолепие дворца Ак-Сарай, являющегося гордостью архитектуры Темуридов. Об этом гласит надпись на одном из порталов: «Если ты сомневаешься в нашем могуществе, посмотри наши здания».
Ценность архитектурного наследия Шахрисабза еще и в том, что здесь достаточно сооружений, дающих полноценное представление о средневековом темуридском городе. Нет ничего подобного во всей Центральной Азии, как и во всем исламском мире. Даже в сохранившихся частях зданий виден своеобразный архитектурный стиль, отличающийся масштабом, богатством и разнообразием декора, символизирующими мощь, процветание и богатство государства.
Результаты научных поисков Х. Т. Султанова легли в десятки научных трудов, монографий, статей, книг, альбомов. Всего, по самым скромным подсчетам, их число давно перевалило за сорок, не считая многочисленных выступлений на радио, телевидении. Отметим только последний по времени труд Хайруллы-ака — он один из авторов прекрасной книги-фотоальбома «Ислом дунёсининг Узбекистондаги улмас тарихий обидалари» — «Бессмертные памятники исламской культуры Узбекистана», изданной в этом году.
Есть в жизни каждого археолога «момент истины», когда подробно изучив десятки, сотни памятников, он вдруг «заболевает» одним из них. Будучи студентом ТашГУ, Хайрулла в составе КАТЭ (Кашкадарьинская археолого-топографическая экспедиция) начал изучение величественных руин Дор ут-Тиловат, Дор ут-Саодат, Кок Гумбоз в Шахрисабзе. Проведенные в те годы археологические раскопки позволили выяснить многие пробелы в истории — как времени Темура и Темуридов, так и более ранних исторических периодов. Потом этой теме («К истории формирования архитектурных памятников Шахрисабза XIV — XV вв.») была посвящена и кандидатская диссертация ученого-исследователя Х. Т. Султанова.
Одно дело раскопать археологический памятник. Как и у каждого археолога, у Хайруллы Таджиевича была мечта — восстановить на руинах былых зданий образ первозданного сооружения. Еще в 70-е он проводит археолого-архитектурные исследования дворца Амира Темура — Ак-Сарай, архитектурных ансамблей Дор ут-Тиловат, Дор ут-Сардат, медресе Коба, торгового купола Чорсу, архитектурного комплекса Малик Аждар в Шахрисабзе. Именно Х. Т. Султанову принадлежит приоритет в открытии прекрасных изразцовых полов помещений дворца Ак-Сарай, восстановления планировочной структуры замкнутой композиции величественного дворца.
Много лет Султанов работал в органах охраны и реставрации памятников и продолжает трудиться в ГлавНПУ объектов культурного наследия Министерства по делам культуры Республики Узбекистан. Благодаря прекрасным организаторским качествам, неугасимому стремлению отстоять историческое прошлое, Хайрулла-ака смог внести вместе с другими учеными-коллегами свой весомый вклад в реставрацию памятников эпохи Темура и Темуридов в Шахрисабзе, скрупулезно готовил номинационные материалы для включения исторического центра города в список всемирного наследия. В 2000 году Шахрисабз, наряду с Бухарой, Хивой на сессии Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО включен в список всемирного наследия.
В наши дни за мечетью Кок Гумбоз стоят мраморные надгробия XIV-XV вв., извлеченные Х.Т. Султановым в результате археологических раскопок средневекового некрополя за южными пределами мечети. Исследования археолога на ансамбле Дор ут-Саодат и Дор ут-Тиловат позволили полностью восстановить планировочную структуру, выявить архитектурные остатки помещений, изучить историю их сложения и динамику развития. Сегодня мы имеем возможность любоваться восстановленной из руин мечетью Кок Гумбоз, ее эпиграфическими орнаментами на куполе, портале.
Работая в УзНИПИ реставрации (ныне институт «Тамиршунослик») он организовал специальную археологическую экспедицию по изучению уникального памятника, погребенного под песчаными барханами Кызылкумов, мавзолея Наринджан бобо (X-XI вв.) в Элликкалинском районе Каракалпакстана. Ныне этот памятник полностью отреставрирован и является одним из самых привлекательных достопримечательностей региона.
Труд любого человека на благо народа, общества всегда находит признание. Итогом научных исследований Х.Т.Султанова, многолетних работ по выявлению памятников архитектуры эпохи Амира Темура и Темуридов, кропотливой работы по их реставрации, являются восстановленные памятники в городе Шахрисабзе. Народ всегда бережно относится к людям, берегущим историю Родины. Хайрулла Таджиевич Султанов удостоен высокой государственной награды — ордена «Мехнат шухрати».
Сегодня Хайрулла-ака полон творческих сил, и юбилей всего лишь одна из памятных вех в интересной творческой жизни, полной поисков, исканий и работе на благо истории.
Абдусафи Рахманов.
Сервер Аширов.