Еду недавно автобусом по 51-му маршруту. В салоне «мерседеса» чисто, уютно и народу немного, хотя рейс продолжительный и, как говорится, пассажиро-напряженный. А тут еще водитель, крепко сложенный средних лет мужчина в униформе, объявляет по ходу остановки: «Сквер Амира Темура, Дом офицеров, Алайский рынок…», напоминает о станциях метро и ближайших достопримечательностях. Кондуктор с бейджиком на груди, указывающим ее «должность», вежливо так предлагает приобрести билеты, спокойно тут же помогает престарелым и мамам с детьми подняться в машину.
— Никак гостей каких встречаем или везем, — подумал я. — Что-то уж все как положено. Положено, да не всегда соблюдается. А тут прямо как на смотре.
Поинтересовался у хозяйки салона, уж не везем ли высоких гостей? «Нет, — говорит, — просто стараемся показать пример своим коллегам. Мы-то так работаем всегда, а вот молодым надо научиться держать марку своего предприятия и всей ассоциации. Кстати, ассоциация «Ташгорпасстранс» объявила месячник улучшения обслуживания пассажиров. Значит работать надо образцово. И не только в эти дни…»
Ташкентцы, видимо, обратили внимание на то, что чаще стали подъезжать к остановкам не только автобусы, но и трамваи, и троллейбусы — значит идут по расписанию, соблюдая интервал движения. И внешний вид у транспорта чистый, ухоженный, и в салонах порядок. Над лобовыми стеклами машин появились новые бело-голубые таблички, извещающие о номере маршрута и его конечных остановках. Кондукторы обязательно выдают вам билет. Судя по всему, руководители ассоциации действительно «подтягивают тылы», стараются поднять культуру обслуживания пассажиров.
— Так оно и есть, — говорит первый заместитель председателя правления ассоциации «Ташгорпасстранс» Шамурат Мухамеджанов. — В конце сентября у нас был издан приказ первого заместителя хокима столицы, председателя правления ассоциации Равшана Файзуллаева по этому поводу. И цель его проста: во-первых, и дальше совершенствовать организацию перевозочного процесса, экономику производства, а, во-вторых, и это главное — поднять культуру обслуживания жителей и гостей столицы. Да и профессиональный праздник не за горами. Причем, учтены все недостатки в работе транспорта, вскрытые за минувшие 8 месяцев. Поэтому в приказе руководителя устанавливаются не только строгий контроль за выпуском на линию планового количества технически исправных машин и вагонов, но и меры по соблюдению регулярности движения. Причем, некоторым предприятиям даже указаны конкретные меры по выполнению поставленных задач. Лихорадит, например, троллейбусное депо № 2 по выпуску машин на линию — так ему прямо предписывается наладить качественное выполнение всех видов технического обслуживания и ремонта троллейбусов, провести ревизию их крыш и токоприемников, взять под контроль контактную сеть и т. д.
Энергослужбе — в целях сокращения обрывов контактной сети, отключения тяговых подстанций и выхода из строя силовых кабелей — наладить дополнительные профилактические работы по их сезонному обслуживанию. Внеплановый текущий ремонт трамвайных путей рекомендован службе пути. Зима не за горами, и предприятия ассоциации проводят цикл мероприятий по ее достойной встрече и проведению. И месячник — один из шагов к качественной работе в холодное время года. Улучшим обслуживание пассажиров сейчас, зимой будет легче.
Так что же сделано во исполнение приказа председателя ассоциации? В отраслевой газете «Мотор» опубликованы сообщения служб по этому поводу. В частности, повсеместно были проведены дополнительные инструктажи экипажей автобусов, троллейбусов, трамваев и такси по вопросу особого отношения к пассажирам на линии, каждый получил обновленное расписание движения. Приняты меры по сокращению сверхнормативного простоя транспорта на конечных и промежуточных остановках, съездов с линии технически неисправных машин. Четко проводится техобслуживание и ремонт по графику автобусов «Мерседес-Бенц» в их сервис-центре и чешских трамваев — в «Татрасервисе». Идут работы по профилактике обрывов контактной сети и отключения тяговых подстанций службой энергохозяйства. Кроме того, здесь созданы дополнительные бригады ремонтников для улучшения сезонного обслуживания всей системы, приобретены 12,5 тонны контактного провода.
Проверка контрольной службой ста двенадцати маршрутов на крупных пассажиро-образующих остановках показала, что только в 23-х из них отмечено увеличение интервала движения, в основном из-за неподачи своевременно на линию единиц подвижного состава предприятиями.
Службой безопасности движения ассоциации совместно с ГИБДД проводятся рейды по выявлению нарушителей правил дорожного движения. Кроме того, на 10 октября контролерами объединения обнаружены более 220 человек, пользующихся недействительными проездными документами и «зайцы». Штраф в этих случаях составил почти 100 тысяч сумов, изъято 98 недействительных проездных карточек и удостоверений.
Проводимая работа положительно сказывается на оптимизации деятельности пассажирского транспорта города. Словом, если постоянно поддерживать порядок на линии, то мы с вами будем радоваться каждой поездке в автобусах, трамваях, троллейбусах.
Тем более что отслужившие свой век машины и вагоны постепенно заменяются новыми, более комфортабельными. А заботу о нас, пассажирах, будут постоянно проявлять воспитанные и хорошо оплачиваемые экипажи.
А то, что в салоне 51-го автобуса в тот день было мало людей, так это смотря, в какое время ехать. Главное — экипаж и техника работали исправно, на высоком уровне. Вот так бы всегда!
Борис Палацкий.