Снова пролилась большая кровь. В Москве террористы взяли в заложники зрителей концертного зала Дома культуры. Чеченские бандиты мстят ни в чем не виноватым людям за хаос, навязанный ими же своей кавказской республике.
И сразу досужие «специалисты» религоведения увидели в варварском налете исламский след. Большой грех на душу берут те, кто одной из трех мировых религий приписывают экстремизм, агрессивность, пусть даже люди, чьи руки в крови, на словах исповедуют ислам и называют себя мусульманами, да еще правоверными.
Очень своевременно и муфтий мусульман-европейцев России, и Патриарх Московский и Всея Руси заявили, что у террора нет ни национальности, ни вероисповедания.
Какова же на самом деле сущность ислама? Какие идеи он несет приверженцам своей конфессии? Об этом обозреватель «Правды Востока» беседует с председателем Комитета по делам религий при Кабинете Министров Узбекистана Ш. Ш. МИНОВАРОВЫМ.
— Шоазим Шоисламович, давайте начнем с истоков вероучения. Это тем более полезно знать всем накануне священного месяца Рамазан, который наступит меньше, чем через неделю. Узбекистанцам, исповедующим эту религию, не лишне напомнить историю их веры.
— В переводе с арабского ислам означает «послушание», «повиновение», «подчинение». Это — самая молодая мировая религия. Она возникла в Хиджазе в начале VII века среди арабских племен Западной Аравии. Уже в первый век своего существования ислам распространился на огромные территории от Ганга на Востоке до южных границ Галлии на Западе. В результате образовалось обширное мусульманское государство.
Современный ислам распространен в основном в странах Азии и Африки. Он играет существенную роль в их политической и культурной жизни. Число приверженцев ислама в современном мире около 1 млрд.179 млн. человек, т.е. 19,9 процента населения Земли. Их численность в ХХ веке увеличилась в 7 раз. Девяносто процентов мусульман — сунниты, шииты составляют около 10 процентов.
Основной источник вероучения — Коран, понимаемый мусульманами как предвечное несотворенное слово Божие, Всевышнего, говорящего в Коране преимущественно от первого лица, как бы слово в слово продиктовавшего откровение Мухаммаду через своего ангела Джабраила, которого в других религиях знают как Гавриила.
Второй источник мусульманского вероучения — Сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммада как ориентир при решении религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих перед мусульманской общиной. Сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях Мухаммада по тому или иному конкретному поводу, его поступках или невысказанных одобрениях.
Неоднократно встречающееся в Коране понятие «дин» имеет много значений: суд, воздаяние, личная вера человека, закон, система ритуальной практики, наконец, — божественный закон, которому следует подчиняться. В основном своем значении, согласно мусульманскому вероучению, дин — это совокупность веры (иман), исполнения религиозных предписаний (ислам в узком смысле) и искренности при их исполнении (таква). Вера, согласно мнению большинства мусульманских теологов, состоит из трех элементов (словесного признания Бога, добрых дел и добродетельных намерений) и включает в себя пять основных понятий.
— Напомним их читателям…
— Это вера в единого и единственного Бога, ангелов, богооткровенные книги (в Коране названы пять: Свитки Авраама, Тора Моисея, Псалтырь Давида, Евангелие Иисуса, Коран Мухаммада), божьих пророков и посланников, судный день, рай и ад, воздаяние и наказание.
Позже к этим пяти аспектам веры был добавлен шестой (не коранического происхождения) — вера в предопределение (все творящееся в мире — как добро, так и зло, а также все дела людей обусловлены волей Всевышнего).
Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, — это прежде всего «пять столпов ислама»: словесное исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммада, оно выражается молитвенной формулой: «Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха». Обязательны пятикратная ежедневная ритуальная молитва (намаз), а также очистительная милостыня в пользу нуждающихся (закат), пост в месяц Рамадан (Рамазан), он в этом году наступит 6 ноября. Тут требуется полное воздержание от еды, питья и любых увеселений в светлое время суток. И наконец, хотя бы раз в жизни мусульманин должен совершить паломничество в Мекку к главной мусульманской святыне — Каабе. Там ежегодно собираются верующие со всего мира, символизируя, прежде всего, единство мусульманской общины, которая в идеале не признает национальных и культурных различий.
После окончания паломничества начинается длящийся три дня главный мусульманский праздник — ийд ал-адха или курбан-хайит, торжество жертвоприношения. В последний день пребывания в Мекке производят заклание домашнего скота в память о жертвоприношении Авраама.
Второй по значимости мусульманский праздник — йид ал-фитр, или ураза-хайит, отмечается в честь окончания поста в месяц Рамазан.
Очень кратко свод основных и обязательных вероисповедальных истин и религиозных обязанностей мусульман дан всего лишь в одном кораническом айате: «Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока или запада, а благочестие — кто уверовал в Бога, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, — и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время бады — это те, которые были правдивы, это они — богобоязненные». (Коран 2:177).
История исламских традиций имела разные этапы. Мир ислама многообразен и развивался динамично. Иногда не без противоречий.
Известно, что с самого начала были противостояния между шиитами и хариджитами. Много было богословских споров. Разделились и сами шииты. Это, кстати сказать, происходило среди последователей и других конфессий.
Постепенно в исламской традиции установилось 4 мазхаба суннизма и одна мистическая богословская школа. Они-то и представляют собой традиционный ислам, который открыт культурным и духовным обычаям. Он почитал авраамические религии — иудаизм и христианство, воспринимал традиции других народов, облагораживая их верой в Единого Творца.
Каноническим выражением ислама стали также суфийские тарикаты, братства, мистические ордены.
Но иногда на периферии мира ислама возникали еретиче-ские движения, секты. Они находились за пределами традиционных мазхабов, выдвигали религиозные и политические тезисы, уводящие от традиционного ислама на недопустимо критическое расстояние.
— Это зло коснулось и других религий. В каких формах оно выражалось в исламе?
— Ересь в исламском мире, как правило, приобретала формы насильственной, террористической практики. Налицо был отказ от традиционных мазхабов, выход за грань ортодоксального ислама. Это было проявление гордыни, которое побуждало вождей экстремистов отрицать исламские нормы, верность изначальному исламу. На практике оно сопровождалось религиозной нетерпимостью, принуждением, жестокостью, что уже само по себе является отличительным признаком разрыва с исламом, с традицией Пророка Мухаммада. Священный Коран настаивает: «Нет принуждения в вере!», он призывает людей опираться не на невежество, а на взвешенное и разумное осмысление мира, созданного Всевышним Творцом. «Разве будут равны те, кто знает, и те, которые не знают? Может, вы уразумеете!» (Коран).
— Только ли вера страдает от чуждых идей?
— Увы, нет. Когда происходит попытка искажения ислама, когда в него проникает ересь, это сказывается и в политике.
В исламе связь религии с политикой основана на необходимости соблюдать для мусульман общеобязательные нормы морали. Само слово «ислам» означает покорность воле Всевышнего, то, что православные называют «благочестием». Если на месте морали и благочестия, гуманности и созидания становятся еретические идеи насилия и утверждения своей версии толкования веры любой ценой, это порождает политические движения террористического, человеконенавистнического толка. Западные исследователи называют это «исламизмом» в отличие от ислама. Ислам — божественное продолжение веры от Адама и Евы, основанной на Коране и Сунне Пророка Мухаммада, ортодоксальной и в религиозном, и в политическом смысле. «Исламизм» — это искусственное понятие, означающее лишь внешнее использование исламских лозунгов для прикрытия политических, сектантских целей.
«Исламизм» — это не только не ислам, это отрицание его духовной, традиционной сущности. Лишь на первый взгляд кажется, что «исламизм» является «фундаментализмом» и противостоит «нововведениям», «модернизации» вероисповедания. На самом деле, это две крайности одного и того же процесса, который сводится к стремлению разрушить истинный традиционный ислам изнутри. Это попытка противопоставления мусульман другим традиционным конфессиям, чреватая расколом и брожением в мусульманской среде.
Экстремистские фанатики заменяют традиционную установку на обязательность благочестия совершенно иной моделью: они требуют буквального соблюдения своих собственных, выдуманных ими правил и призывают подвергать всех, кто им не подчиняется, насилию. Каждый исламский термин извращается ими.
— Даже кораническое слово «джихад» трактуют на свой манер.
— Совершенно верно. Искаженно интерпретируя этот термин, религиозные экстремисты либо сами его превратно понимают, либо попросту слышали звон, да не знают, где он. Да, в исламе есть понятие «джихад», «священная война». В первую очередь, тут речь идет об «аль-джихад-уль-кабире», Великой священной войне, которую каждый верующий мусульманин должен вести внутри самого себя против всех пороков, невежества и зла. «Малая священная война» («аль-джихан-ус-сагир») велась Пророком во времена борьбы против язычников и только в оборонительных целях.
Сектанты-фанатики полностью переворачивают это понятие, объявляя так называемый «джихад» против всех, кто с ними не согласен, а значит против всего мира. Это уже не имеет к исламу вообще никакого отношения. Насилие было позволено применять только в крайнем случае и только против тех, кто наглядно доказал свои злые намерения, кто сам являлся агрессором, насильником, убийцей. Во всех остальных случаях шариат призывает к терпимости и увещеванию.
Так называемые «исламисты», бросая вызов всем народам Земли, и, в первую очередь, традиционному для подавляющего большинства верующих исламу, противопоставляют себя самой религии. И противодействие им является религиозным, моральным и социально-политическим долгом каждого истинного мусульманина. Этой точки зрения придерживаются двадцатимиллионная европейская община, абсолютное большинство мусульман стран Азии и Америки.
— Создается впечатление, будто сектанты совершенно не считаются со временем, в котором живем.
— В том-то и дело. Появилось направление, борющееся за объединение всех мусульман путем идеологической и территориальной интеграции. При этом интегристы полностью отрицают современный мир, как противоречащий средневековым канонам ислама, остаются сторонниками пуританского средневекового фундаменталистского ислама.
Членов так называемой «Партии исламского освобождения» («Хизбут тахрир») можно квалифицировать и исламистами, и интегристами.
— Шоазим Шоисламович, наши края не обделены гнусной опекой исламистов. В какой степени им удается поработать среди нашего верующего населения?
— После распада Союза мусульманские республики Средней Азии и Кавказа стали своеобразной мишенью как для фундаменталистов пуританского толка, так и для интегристов-исламистов.
Начиная с конца 90-х годов, миссионерские организации различного уклона и уровня начали направлять в бывшие советские республики своих представителей. Минбары (трибуны) практически всех соборных мечетей, в том числе и Узбекистана, были отданы им.
Надо откровенно признать, что в те годы многие имамы не смогли проявить принципиальность, чтобы защитить основы традиционного ислама. Именно при их попустительстве в мечетях республики довольно долгое время звучали проповеди в духе пуританства (призыв возвратить «чистый ислам»), исламизма и исламского интегризма (призывы к восстановлению халифата, установлению режима исламского государства и пр.). Голодная в информационном и идеологическим плане часть молодежи, как губка, впитывала нравоучения иностранных миссионеров.
В последнее время проведена значительная работа на всех уровнях по пресечению проникновения идей непримиримого исламского фундаментализма и интегризма. За годы независимости 80 процентов имамов заменены выпускниками духовных учебных заведений, остальные прошли переподготовку. Духовные учебные заведения работают по новым учебным программам, предусматривающим преподавание как религиозных, так и светских дисциплин. Ведется мониторинг выполнения действующего законодательства и другие мероприятия. И все-таки часть молодежи не смогла выйти из-под чуждого влияния. Именно этим, а также солидными финансовыми инъекциями следует объяснить остатки какого-то интереса к идеям, в частности, «Хизбут тахрир».
— Понимаю, что многое сделано ради духовного оздоровления и обогащения нашего общества. Ну, а за пределами страны это как-то оценили?
— К сожалению, не всегда адекватно. За годы независимости Узбекистан не переставал быть объектом жесточайшей критики со стороны некоторых неправительственных международных правозащитных организаций, а также СМИ.
Можно подумать, что наших оппонентов и некоторых их западных союзников не интересует то, что сделано по пути демократизации общества. Их «волнует», что не сделано, причем, веские аргументы их абсолютно не впечатляют.
В ежегодных отчетах различных правозащитных организаций, а также публикациях зарубежных СМИ почти игнорируются данные официальных компетентных организаций и за основу берутся заявления одних и тех же лиц типа Ардзинова, Ахмедовой, Захидова, Пулатова, М.Салиха и других, обобщаются в выводы и заключения.
В отчетах и публикациях появились новые термины и понятия, которые абсолютно абсурдны с точки зрения и религии, и политологии, и социологии: независимый имам, независимый мусульманин или верующий, исломчи (ничего не означающий термин исламист). Членов «Хизбут тахрир» называют борцами за веру, независимыми мусульманами, жертвами веры.
Реально же в Узбекистане созданы все условия для беспрепятственного отправления духовных нужд, включая пять столпов ислама. Никого не преследуют за веру, за отрощенную бороду, за прочитанную молитву, за повязанный платок.
Нет принуждения в религии, гласит Священный Коран.
Граждане Узбекистана имеют право принадлежать к любой конфессии или быть атеистом. Это гарантирует наша Конституция.
Ее гарантии полностью выполняются, а вот указание Аллаха о непринуждении в вере игнорируется фундаменталистами, религиозными экстремистами, исламистами, интегристами и прочими сектантами.
Беседу вел Лев Савельев.