— Вот здесь у нас будет роскошный сад, не смотрите, что пока «огород», все это изменится в скором времени, а потом постараемся фонтаны построить. В общем, будет настоящий Дворец, — вместе с народным артистом Исмаилом Джалиловым — ныне директором Дворца музыки, что расположился в бывшем Дворце культуры «Ташсельмаш», мы обходим его «владения».
Известнейший оперный и эстрадный певец, лауреат множества премий, конкурсов, фестивалей, демонстрирующий оперную школу Узбекистана даже в далекой Бразилии Исмаил Джалилов — теперь хозяйственник. На его плечи легло огромное хозяйство, от этой ноши он не ропщет, наоборот, его радует новая стезя. Он еще и директор Национального симфонического оркестра Министерства по делам культуры. «Всем надо дать работу, дать зарплату, всем нужно найти слово ласковое, а когда и наоборот. Так что настоящий директор!» — улыбнулся он своей почти детской улыбкой.
Хозяйствовать, продолжая артистическую деятельность, готовить и проводить гастроли… Все дела — в папке директора Джалилова. И при всей этой сверхзагруженности он находит время для семьи, друзей, журналистов, от которых он никогда не бегал, прямо и откровенно говорил о просчетах, недочетах, искренне радовался успеху своему и своих коллег.
В уютном кабинете, где постоянно открывалась дверь, сотрудники, гости не оставляли времени для пространного разговора, пришлось урывками включать его в беседу, чтобы напомнить, о чем шла речь.
— Посмотрите фотографии, которые мы сделали в Индонезии, это последние зарубежные гастроли, — он положил на стол кипу цветных фото, — я пока разберусь с малярами, — извинился и вышел.
Вскоре послышались звуки оркестра, знакомой джазовой мелодии, звучный голос Джалилова.
-Мы готовим концертную программу из истории джазовой музыки и песни, — пояснил, вернувшись, директор. — Вот так после маляров дошел до сцены, где репетируют ребята. У нас ведь во дворце — разноплановые концертные программы. Я очень хотел бы, чтобы зрители приходили к нам чаще и особенно на симфонические концерты послушать классическую музыку, которая формирует человека с детства.
В Ташкенте теперь два отличных зала для симфонических коллективов — наш и Национальной консерватории. Много предстоит работать с детской, подростковой, молодежной аудиторией, вводим абонементное обслуживание. Этот вопрос патронирует сам хоким Ташкента. Дети должны с первых дней своей жизни чаще бывать в храмах настоящей музыки, а не суррогата, которым мы зачастую их кормим. Мы создали коллектив «Сабина», которым руководит заслуженный артист Казим Каюмов, в его программах — исключительно фолькмузыка.
— Как прошли ваши гастроли в Индонезии?
— Отлично, восторг как с нашей, так и со стороны индонезийских зрителей. Ведь программа состояла не только из узбекских песен, танцев. Всех поразило, что мы, узбекские артисты, профессионально владеем мировой, в частности, итальянской классикой. В моем исполнении арии, песни привели слушателей и прессу в замешательство. Наряду с «лязги», тановаром, андижанской полькой, макомами, вдруг Верди, Пуччини… Мы им открыли себя, свою страну, свой народ, наши культуру и искусство.
Он не сказал о главном, о чем мне рассказывали все, кто побывал на этих гастролях. После завершения концерта цветы им вручила президент Индонезии госпожа Сукарнопутри. Это бывает не часто и не всегда. Такая вот оценка узбекского искусства.
— В апреле прошлого года на корейском фольклорном фестивале, где нас увидели индонезийские артисты, свое искусство показывали артисты 60 стран, — продолжает Исмаил-ака. — Так что надо чаще выезжать, показывать себя, а не только вариться в собственном соку. Это мы и намереваемся делать, — оптимистично продолжил он нашу беседу.
-Мы нечасто видим вас на эстраде, хотя одна только песня «Не смущайся» на музыку Раймонда Паулса была шлягером и новым открытием для зрителей оперного певца Исмаила Джалилова…
— Эта была одна из первых моих эстрадных песен. Она написана для фильма-концерта. В 60-х годах много лет пел с «Яллой», гастролировал как солист. К сожалению, не осталось ни одной записи. А ведь я пел впервые и «Березы» Евгения Ширяева и Талгата Нигматуллина, если помните. Это был шлягер, звучала песня на всех волнах эфира, в день по нескольку раз. Когда я уезжал учиться в Московскую консерваторию, у меня эту песню попросил Мансур Ташматов, я ему отдал, и он «довел» ее до совершенства, теперь она для меня — как память о талантливейшем артисте, поэте, каскадере, спортсмене Талгате.
Маститый артист, он еще и педагог. Первым его учеником был Казим Каюмов, затем потянулись другие. Среди его воспитанников и Рашид Халиков — любимец из группы «Шахзод».
— Я решил возвратиться к традициям джаза с Булатом Мустаевым, отличнейшим саксофонистом республики, — делится своими планами И. Джалилов. — Мы вместе когда-то начинали. Росли в одном дворе, он учился на «саксе», я только начинал петь с эстрады. У него есть небольшой коллектив, и мы решили сделать совместную программу, которую вынесем на суд зрителя. Может, что и получится. Еще записал песню с композитором Анваром Эргашевым. Кстати, записываю в основном у себя на студии — веление времени, нужно иметь все свое!
Джалилов сегодня усиленно работает над эстрадными программами во Дворце музыки. Вероятно, ностальгия по молодости, а может быть, неуемная энергия этого могучего, одаренного Богом человека,которому до всего есть дело.
Флора Фахрутдинова.