Домой » Бизнес » КОНКУРЕНТЫ ТЕСНЯТ…

КОНКУРЕНТЫ ТЕСНЯТ…

Председатель правления АООТ «Урганч сут» Навруз Авезов откровенно признается, что продовольственные магазины предпочитают не выставлять его молочную продукцию на витрины рядом с аналогичной от других предприятий. По причине отсутствия надлежащего товарного вида. Дизайн не тот, он еще с прежних, советских времен. И вообще, «Урганч сут» вынуждено было постепенно почти полностью уступить свои «молочные» позиции на рынке розничной торговли конкурентам с современным дизайном.
Однако кое-что осталось и на его долю. Главным образом, сфера общественного питания, лечебные, детские, дошкольные и тому подобные спецучреждения, где ценится не дизайн, а качество и сносная стоимость. А это как раз то, что отличает продукцию предприятия «Урганч сут». Молоко цельное отпускается во флягах по цене 140 сумов за литр. Согласитесь, совсем недорого. И качество гарантируется, поскольку контроль сопровождает молоко, начиная от самой коровы и до потребителя. В каждом районе у этого акционерного общества свои оптовые поставщики, с которыми заключены договоры, есть приемные пункты, сепараторные. Все дойные коровы-«поставщики» систематически обследуются ветеринарными службами районов и хозяйств путем подворных обходов, по результатам которых их хозяевам выдается соответствующее «свидетельство» о здоровье. Если вдруг обнаружится, что животное хворает, молоко от него не принимается. Так что хозяевам прямой резон следить за здоровьем буренок.
Для каждого сдатчика обозначена определенная фляга, и всякий раз, когда у него принимают молоко, заполняют бирку, в которой указываются жирность, вес, плотность и другие показатели молока. На самом предприятии молоко в обязательном порядке пастеризуется, а летом — дважды, не говоря уже об особых санитарно-гигиенических требованиях к помещениям, оборудованию, посуде, используемых в производстве. Так что в отношении чистоты и качества продукции, очевидно, можно не сомневаться.
Чего не скажешь о молоке в баклажках, которым потчуют нас частным порядком приезжающие из пригородов разносчицы. Вполне возможно, что разносят они не только молоко, но и кое-какую инфекцию. Это молоко, как подчеркивает Навруз Авезов, никем не проверяется. И никто не может гарантировать его стерильность и качество. Но кому-то такой «сервис» нравится, ибо , во-первых, с доставкой на дом, во-вторых, дешево. Другие отказываются, нечистые баклажки вызывают у них опасение перед возможной инфекцией, для которой молоко — самая благодатная среда.
Нельзя сказать, что позиции «Урганч сут» достаточно стабильны и сегодня. Его стабильность осталась в том прошлом, когда оно называлось молочным заводом, было единственным в Хорезме и, конечно, вне конкуренции. Но экономическая ситуация изменилась, и оно стало терять одну позицию за другой. Не по своей воле, а под напором конкурентов. Пока хозяева предприятия размышляли, что делать в новой обстановке, словно грибы после дождя в области вырастали частные предприятия на современном импортном оборудовании, выпускающие разнообразную молочную продукцию в удобной, красочной расфасовке. Ныне таких предприятий в Хорезме около десятка. Конкуренция между ними развернулась за каждого потребителя. Кто-то преуспел в производстве кисломолочной продукции, кто-то захватил большую часть рынка йогуртов, мороженого… Тягаться с ними на допотопном оборудовании «Урганч сут» не в силах. Приходится проявлять гибкость, маневрировать с учетом конъюнктуры рынка. И кое-в чем это удается. Скажем, пока что предприятие удерживает позиции на рынке сливочного масла. Правда, товарный вид у масла тоже не ахти, не хватает в нем каротина, оттого и блеклое. Но это уже вина не предприятия, а поставщиков молока, не обогащают они рацион коров кормами, богатыми каротином.
На сегодня «Урганч сут» выпускает всего лишь 12 видов молочной продукции. Действуют пять цехов. Но сказать «действуют» будет слишком громко. Коэффициент использования оборудования не превышает 50 процентов, да и то в одну смену. Руководство, и прежде всего председатель АООТ Навруз Авезов, хорошо сознают, что конкуренты и дальше будут теснить их. И что предприятие ныне оказалось уже на том опасном рубеже, отступление за который может стать роковым. Чтобы удержаться, надо принимать экстренные меры. «Осовременить» оборудование, «молочный» транспорт, ну и все остальное обновить. Усилить службу маркетинга. И хорошо, что понимание необходимости всего этого есть у акционеров. Они на три года отказались от дивидендов в пользу того, чтобы направить средства на модернизацию производства, увеличение оборотных средств. Закупают линию по выпуску сгущенного молока. Совершенствуют производство казеина, который идет на экспорт в Россию и приносит неплохую валюту. Хотят приобрести спецавтомашины и наладить розничную торговлю в микрорайонах городов. Конечно, надо спешить… Ибо время — деньги, а конкуренты не дремлют. Возможно, положение удалось бы выправить с гораздо меньшими потерями и лучшими результатами, найдись солидный инвестор, понимающий толк в молочном производстве. Но это уже решать самим акционерам…
Юсуп Ибрагимов.
Азат Саидов.
Корр. «Правды Востока».
Хорезмская область.