— Деятельность МККК диктуется гуманитарными потребностями, возникающими в различных ситуациях конфликтов. МККК, Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, национальные общества действуют независимо друг от друга, но свои программы МККК осуществляет через национальные общества, в сотрудничестве с ними. Кроме того, МККК и Международная федерация заключили соглашение по разграничению сфер деятельности: ситуации вооруженных конфликтов — для МККК, ситуации стихийных бедствий и техногенных катастроф — для федерации. Это и определяет суть программ МККК — они в основном связаны с предупреждением и ликвидацией последствий вооруженных конфликтов.
На нынешнем семинаре участвовали представители пяти государств Центральноазиатского региона, координаторы программ.
Одна из старейших программ по международному гуманитарному праву, называемому также правом вооруженного конфликта или правом войны. Это совокупность норм, обеспечивающих во время войны защиту лицам, не участвующим или прекратившим участвовать в военных действиях, а также ограничение методов и средств ведения войны. Главными юридическими документами международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции и два протокола к ним.
МККК как хранитель гуманитарного права получил от международного сообщества полномочия контролировать, в частности, применение этого права сторонами в конфликтах. Как это делается, я наблюдал в ходе своей предыдущей работы в Шри-Ланке, где в течение десяти лет горел очаг межэтнического конфликта. С удовлетворением могу отметить, что именно длительное участие МККК привело к тому, что стороны все-таки стали соблюдать правила войны. Это был непростой процесс — этим правилам обучали и правительственные войска, и повстанцев, но результат все-таки был достигнут.
Или возьмите программу подготовки властей и населения к действиям в случае возникновения и в ходе конфликтов. Она включает и обучение методике разрешения конфликтов, и проведению их профилактики, в работе с местными властями. Ведь если государство подписало Женевские конвенции и оба протокола к ним, то именно власти несут ответственность за соблюдение этих международных актов и за обучение населения действиям в ходе конфликтов, в том числе по оказанию первой помощи.
В Узбекистане создаются соответствующие центры, специальные команды. Со временем, полагаю, центры по оказанию помощи в конфликтных ситуациях будут действовать в каждой области, на транспорте и так далее.
И на семинаре мы постарались отработать некоторые вопросы стратегии, искали подходы, которые смогут лучше работать в той или иной стране. В Узбекистане, с учетом менталитета населения, местных обычаев, это должно стать не только заботой хокимов районов, но и обязательно выходить на махаллинский уровень.
Кстати, подобные программы могут быть даже очень прибыльными. В Болгарии, например, таких центров 29, они взялись за обучение водителей оказанию первой помощи, ведь согласно Венской конвенции каждый водитель должен владеть знаниями по оказанию первой помощи. Так что в Болгарии никого не станут обучать вождению транспорта без предоставления соответствующего сертификата Общества Красного Креста.
Или возьмите программу по розыску. Разорванные семейные связи, потерянные родственники — это тоже всегда, к сожалению, обязательное следствие военных действий, а значит, и поле деятельности МККК. У нас имеются большие архивы, сохранившиеся еще со времен первой мировой войны. Ведь люди еще с тех пор ищут близких или хотя бы их могилы… Да и последние годы внесли свой «вклад» в этот грустный процесс.
Но удивительно и огорчительно при этом, что национальные общества в ходе работы по розыску людей испытывают трудности при взаимодействии с некоторыми государственными структурами. Наша деятельность не носит ведь коммерческого характера, мы делаем доброе дело, а с нас порой требуют деньги за справки, за получение информации. Я имею в виду национальные общества, через которые мы действуем на местах. Национальные общества Красного Полумесяца помогают государству, решая проблемы розыска людей, воссоединения семей, а получается, этому государству и платить.
Другая программа — по обучению населения тому, как уберечься от минной опасности. В Таджикистане, например, несколько лет назад во время гражданского конфликта мины ставили и правительственные войска, и боевики из оппозиции. Если в первом случае еще можно найти какие-то документы для проведения разминирования, то где минировали боевики, следы отыскать порой невозможно. А в таких ситуациях страдает мирное население, особенно дети. Поэтому стараемся информировать людей о возможной опасности, научить их уберечься самим и постараться спасти детей.
Хочу еще раз подчеркнуть — в программах по сотрудничеству МККК действует через национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца, помогая им осознать и утверждать себя, создавать свой потенциал, сотрудничая с ними, поддерживая решение их программ.
Кира Яковлева.