Именно так будет верно назвать малую кольцевую автомобильную дорогу, которая, словно драгоценное ожерелье, окружит центральную часть столицы республики
Хотя сегодня действует только первая ее очередь, но трудно переоценить значение этой магистрали.
С пуском автозаводов в Асаке и Самарканде Узбекистан стремительно вошел в число автомобильных держав. Всем сразу полюбились комфортабельные «Тико» и «Дамасы», «Нексии» и «Матизы», экономичные автобусы и грузовики «СамКочАвто».
Но это также дало толчок бурному росту потока транспорта на дорогах страны, и особенно — индивидуального. Что и создало на улицах двухмиллионного города немало проблем: «пробки» в часы пик и аварийные ситуации, нескончаемую какофонию и загазованность воздуха.
В средневековье Шаш — так тогда назывался город — стоял в золотой середине Великого шелкового пути, через него проходили все караванные дороги самой большой части света. И с обретением республикой независимости Ташкент вновь стал крупным политическим и экономическим центром огромного региона. Ташкент стал связующим звеном от пустынь Аравийского полуострова до тихоокеанского порта Шанхай, от подножий Кавказа до тропиков Вьетнама. Круглые сутки по дорогам республики движется многотысячный поток фур, и все они в основном едут через нашу столицу.
Но если «дальнобойные» машины минуют город транзитом по Ташкентской кольцевой автомобильной дороге, то водители «легковушек» выбирают кратчайший путь — через его центр. Для них построены скоростные радиальные магистрали, пересекающие город от края до края.
Одна из них — прямая, как стрела, — берет начало с Большого узбекского тракта около Ипподрома. Затем следует по проспекту Дружбы народов, нырнет в туннель под площадью Хадра, минует Тахтапуль и выходит через улицу Ахмада Даниша на противоположную сторону кольцевой.
В проекте она будет скоростной, без светофоров, так как на всех крупных транспортных узлах возведут путепроводы на разных уровнях. Автомобили будут двигаться с оптимальной скоростью 90 километров в час, когда в атмосферу попадает минимальное количество выхлопных газов. Представьте: вы пересекаете весь город с юга на север всего за 14 минут! Другая аналогичная дорога возьмет начало с Ахангаранского шоссе и через проспект Абдуллы Кадыри выведет к Сарыагачу. И все же радиальные дороги полностью не решают проблему транспортного потока в городе.
Президент Ислам Каримов уделяет развитию столицы огромное значение, в годы независимости многие новостройки были под его пристальным вниманием. И Ташкент преобразился неузнаваемо.
Но глава государства, повидавший весь мир, человек с аналитическим складом ума, умеющий просчитывать на много ходов вперед, первым предложил градостроителям идею строительства малой кольцевой.
Конечно, она вынашивалась не один день, но расчет был сделан с дальним прицелом — уже в ближайшее время эта дорога позволит сделать центральную часть города заповедной.
Она кратчайшим образом свяжет Юнусабадский и Сергелийский, Шайхантахурский и Мирзо-Улугбекский, все одиннадцать районов города. Это будет магистраль с большой пропускной способностью — по четыре полосы движения в каждом направлении. А водители всегда выбирают самую прямую дорогу, с минимальным количеством светофоров. И малая кольцевая будет именно такой!
Ее первая очередь — от улицы Амира Темура до Северного вокзала — пущена в канун 10-й годовщины независимости страны. Частично она пролегла по уже существующим дорогам. Так, на участке до Ташкентского лакокрасочного завода ее расширили, открылся красивейший вид на снежную шапку Чимгана.
У лакокрасочного завода, через туннель под железнодорожным полотном строится ответвление в сторону Мирзо-Улугбекского района, а сама кольцевая уходит направо.
Проделана колоссальная по объему работа: построено три эстакады со съездами через улицы Буюк ипак йули, Паркентская и Мусаханова. Причем движение на первой — важнейшей транспортной артерии города — не останавливалось ни на день.
Далее, у Переушки дорога, не пересекаясь с Фаргона йули, пролегла под существующим путепроводом и влилась в уже построенный туннель на Привокзальной площади.
Сотрудникам генерального проектировщика этой дороги -института «ТошкентбошпланЛИТИ» с субподрядными институтами «Ташгипротранс» и «Ташметропроект» пришлось решать много сложнейших проблем: это и привязки к местности и существующим строениям, развилки и съезды, маршруты оросительных систем.
Малая кольцевая сразу преобразила лицо города. Под слом пошли ветхие постройки вдоль железной дороги Ташкент-Ходжикент, открылась большая парковая зона за площадью Пушкина, снесли трамвайное кольцо перед старым ТашМИ.
Кстати, еще одна примета нашего времени: маршруты ташкентского трамвая, которому в прошлом году исполнилось сто лет, постепенно переносятся на окраины города. Убрали рельсы и столбы на многих улицах — Пушкина и Нукусской, Усмана Насыра и Узбекистанской.
Время берет свое — в центре города на смену шумному трудяге приходят новые виды городского транспорта. Так, пущена третья -Юнусабадская линия «подземки».
А вторая очередь малой кольцевой протянется с Северного вокзала до Южного. Посреди этого отрезка транспортная развязка на разных уровнях свяжет ее с аэропортом и улицей Бобура. Сейчас на этом участке полным ходом идут дорожно-строительные работы.
Исчезла «Тезиковка», или как ее еще называли — «блошиный рынок». Как во всех больших цивилизованных городах, неприглядная барахолка переехала на окраину — на массив Янгиабад.
У Южного вокзала кольцевая плавно повернет направо — в сторону Чиланзара. Вот уже видны колонны строящейся эстакады через улицу Усмана Насыра. Она будет напоминать транспортную развязку около Ипподрома.
Также путепровод взметнется над проспектом Дружбы народов, и еще одна эстакада сразу за Фархадским базаром выведет ее на улицу Сабира Юсупова, а та — соединит с улицей генерала Узакова. Дальше она последует по улице Хуснутдина Асомова. Расширится мост через Бозсу — по его бокам, словно крылья, вырастут легкие металлические пешеходные дорожки. И, наконец, еще один путепровод будет построен через улицу Амира Темура. Таким образом, на малой кольцевой будет десять эстакад! Они и сделают 32-километровую дорогу скоростной, а множество подземных пешеходных переходов — безопасными.
— Ташкентские градостроители взяли на вооружение самые передовые в мировой практике методы возведения путепроводов, -рассказывает Виктор Михаэлян, главный специалист по транспорту института «ТошкентбошпланЛИТИ», — посмотрите, за какой фантастически короткий срок построили эстакады на самых сложных участках города — около Куйлюкского, Алайского и Юнусабадского рынков.
Автору этих строк удалось увидеть эти развязки с высоты птичьего полета. Хорошо помню, как прошлым летом снимал столицу с вертолета. Удалось сфотографировать многие районы города. С вертолета столицу видно, как на ладони: это огромный и красивый город.
Когда подлетели к центру, вспомнилось крылатое «Все дороги ведут в Рим». Действительно, все улицы города устремились к его духовному ядру — скверу Амира Темура.
Вот что удивительно: этот сквер, бульвар Сайилгох, многие парки, массивы и проспекты так и не удалось снять — они полностью скрыты под кронами деревьев.
И среди этого зеленого ковра четко выделяются современные постройки, сразу ставшие визитной карточкой города: отели «Шератон» и «Интерконтиненталь», Государственный музей Темуридов и здание Кабинета Министров. Также жемчужинами города стали здания Олий Мажлиса и столичного хокимията, НБУ и банковского комплекса на улице Асатуллы Ходжаева, Национального академического театра и новой консерватории.
И делая кадр за кадром, поймал себя на мысли: с вводом малой кольцевой воздух в городе станет чище, станет больше парковых зон и фонтанов, стадионов и уютных уголков.
Дорогая наша столица станет еще красивей!
Рустам Шагаев.
Корр. УзА — специально для газеты «Правда Востока».