возродить мировое значение Великого шелкового пути
Предваряя статью председателя совета учредителей авиакомпании «Авиализинг» Игоря Смирнова о проекте глобальной логистики «Жемчужина Востока» на базе Самаркандского аэропорта, хотел бы отметить, что в последнюю неделю в столице Узбекистана приземлились три «Боинга-747» трансконтинентальной компании «Atlas Air Wordwid Holdings», следующих по маршруту «Льеж-Ташкент-Шанхай». Даже специалисты не придали этому событию особого значения. Мало ли иностранных воздушных судов появляется ныне в республике. А примечательны рейсы тем, что впервые грузовые лайнеры «Атласа» из Европы в Азию летели не через привычный хаб Дубаи, а через Ташкент. «Эка важность!» — воскликнет читатель. Но вот экономические выкладки: каждый взлет-посадка такого самолета оценивается в семь тысяч долларов, плюс цена заправки 50 тонн горячего, технического обслуживания. Итого в активе — более 27 тысяч долларов только с одного рейса.
Валюта сама прилетела? Как говорится, держи карман шире. «Заманили» известную авиакомпанию в воздушное пространство Узбекистана представители «Авиализинга» благодаря своей безупречной деятельности, обширным контактам в мире авиаперевозок и успешному маркетингу на последней ярмарке «воздушных грузовых извозчиков» в Гонконге. Там заинтересованность работать с «Авиализингом» проявили также такие гиганты, как «Полар эйр Карго», «Эвергрин Интернэшнл Эйрлайс».
Сейчас частота рейсов — два раза в неделю. Периодичность может увеличиться до четырех. Но не больше. Возможности столичного аэропорта ограничены. Собственно, «Боинг» трансконтинентальной компании должен был принять Самарканд. Под этот аэропорт разработан проект «Жемчужина Востока».
Об этом статья председателя совета учредителей «Авиализинга» Игоря СМИРНОВА.
«Авиализинг» — первая частная авиакомпания в Узбекистане. Образована в 1992 году. Проводит активную представительскую работу. Является действительным членом Международной ассоциации экспедиторов (FIATA), попечительным членом Международной ассоциации авиаперевозчиков (TIACA), а также действительным членом американо-узбекской Торговой палаты. Авиакомпания выполняет полеты по всему миру (со своей сетью агентств (29). Федеральная авиаслужба США выдала лицензию на выполнение рейсов в самой стране по «пятой свободе», то есть везде. Министерство гражданской авиации Канады сделало то же самое.
С момента основания частная авиакомпания «Авиализинг» поставила задачу не просто выполнять полеты, но и создать целостную систему авиаперевозок в Центральноазиатском регионе в соответствии с международной концепцией доставки грузов по схеме «от двери к двери». Накапливать этот опыт помогают наличие финансовых ресурсов, устойчивые связи как с западными авиакомпаниями, так и партнерами из стран СНГ. Имеет представительства во всех республиках Центральной Азии и Закавказья, в Люксембурге, Нью-Йорке и Майами.
«Авиализинг» под проект «Жемчужина Востока» собрал творческий коллектив из высококлассных специалистов различных профессий — историков, экономистов, архитекторов-градостроителей, авиаторов, экологов, работников сферы туристического бизнеса. Привлечены эксперты известной британской консалтинговой компании LAW GIBB, имеющей более 1500 представительств во всем мире.
Ведущая сфера деятельности этой компании — строительство авиагаваней, экономика и финансы, управление системами жизнеобеспечения аэропортов. Представители LAW GIBB по контракту с «Авиализингом» выполнили окончательную концепцию, бизнес-план и план инвестиций создания транспортно-дистрибьюционного узла на базе аэропорта «Самарканд».
— Какие имеются предпосылки?
— Географические. Расположение Узбекистана в сердце Центральной Азии по-своему уникально. Правда, имеет положительные и отрицательные стороны: лишает возможности использования самого дешевого вида транспорта — морского, но, с другой, находясь на перекрестке сухопутных и воздушных путей между Европой и Восточной Азией, республика может служить перспективным международным транспортным узлом, обеспечивающим перевозки грузов и пассажиров. И еще одно преимущество: чтобы попасть в любую из стран Центральной Азии, нужно пересечь только одну государственную границу.
Политические. Правительство Узбекистана за короткий срок независимости республики сумело обеспечить политическую стабильность в обществе и создать законодательную базу для успешного экономического развития. Именно эти факторы в первую очередь привлекательны для иностранных инвесторов.
Экономические. Растущие возможности современных магистральных авиалайнеров, грузоподъемность которых достигает 100-150 тонн в сочетании с высокой скоростью, увеличивают экономическую эффективность воздушных перевозок. Прогнозируется устойчивый рост объема грузовых авиаперевозок на 12-15 процентов, а пассажирских — на 8-10 процентов. Эта тенденция будет продолжаться в ближайшие 20-25 лет.
Множество зарубежных авиакомпаний, выполняющих авиаперевозки из Европы в Восточную Азию и обратно, заинтересованы иметь аэропорт для промежуточной посадки в Самарканде. Сейчас эту функцию выполняют порты ОАЭ, в частности, в Дубае. Этот интерес объясняется простой арифметикой. Вот расчеты. Трасса из Европы в Юго-Восточную Азию на самолете «Боинг-747» через Самарканд почти на 1000 км короче, чем через Дубаи (полтора часа полета). Экономия керосина — около 15 тонн (3000 долларов США). Плюс уменьшение расходов на аэронавигацию (до 800 долларов). Стоимость полуторачасового перелета — 7500 долларов. Таким образом, прямая экономия при использовании Самаркандского аэропорта составит порядка 12000 долларов. Годовой экономический эффект при одном ежедневном рейсе — 4,5 млн долларов.
Почему сравниваем с аэропортом «Дубаи»? Потому что он является моделью для создания «Жемчужины Востока» как промежуточной базы на трассах, соединяющих Европу с Азией, Запад с Востоком.
Из досье. В 1971 году правительство Объединенных Арабских Эмиратов открыло Департамент гражданской авиации, возложив на него задачу «обеспечить скорейшее развитие инфраструктуры для использования выдающегося местоположения Дубая на мировой карте и сделать на его базе центр локальной и региональной торговли…»
В 1986 году комплекс магазинов беспошлинной торговли аэропорта «Дубаи» признан лучшим в мире — товарооборот 1,6 млрд долларов. Сегодня там обслуживают 7,2 млн пассажиров, принимая самолеты 78 авиакомпаний из более чем ста стран.
Центры логистики по своей сути являются привлекательными узлами всех видов транспортных систем. Они есть во всех крупных международных аэропортах: «Майами», «Сингапур», «Миннеаполис», «Шенон», «Мемфис», «Сан-Антонио», «Сент-Луис», «Чикаго».
Другой аэропорт, на работу которого обратили внимание эксперты «Авиализинга», был «Люксембург». Расположенный на территории страны с населением 400 тысяч человек, он стал одним из крупнейших грузовых хабов Европы, а авиакомпания «Карголюкс», базирующаяся на нем, входит в шесть лучших компаний в Европе. В отличие от «Дубаи», являющегося по сути транзитным аэропортом, «Люксембург» — это заключительный пункт на пути воздушных грузовых потоков, которые затем распределяются с помощью наземного транспорта по Европейскому региону.
— Почему именно Самарканд?
— Самарканд не случайно выбран центром логистики. Хотя рассматривались и альтернативные варианты их расположения в Ташкенте, городах Ферганской долины, Бухаре, Ургенче и Учкудуке. Но Самарканд все же оказался наиболее перспективным по многим позициям. Над древними куполами — воздушная трасса, по которой проходят ежедневно десятки самолетов иностранных авиакомпаний, следующих в Индию, Пакистан, страны Юго-Восточной Азии и обратно. Любое отклонение от этого маршрута приводит к снижению экономической эффективности.
Самарканд находится на перекрестке железнодорожных и автомобильных магистралей, что в сочетании с современным аэропортом позволит ему стать важнейшим транспортно-дистрибьюционным узлом, обеспечивающим логистику всего Центральноазиатского региона, а также стать перевалочной базой на пути товарных потоков между Европой и Азией. Таким образом, Самарканд сможет объединить преимущества и функциональные возможности, присущие аэропортам «Дубаи» и «Люксембург».
Наконец, древний город обладает громадным потенциалом для развития туризма, достаточными трудовыми ресурсами.
— Без бюджетных средств?
— Программа создания и развития международного центра логистики рассчитана на несколько этапов и фаз. Сразу минимальная модификация и продолжение работы аэропорта. Затем строительство грузового терминала, модернизация рулежных дорожек, стоянок самолетов, грузового перрона, автоматической заправки топливом и т.п. Всего шесть этапов, рассчитанных на восемь лет. Еще раз подчеркну — модернизация будет проходить на фоне возрастающих мощностей.
Но эксплуатация современного аэропорта, хотя и приносящего солидный доход, не является основной целью при реализации проекта «Жемчужина Востока». Аэропорт является скорее инструментом, необходимым условием развития транспорта, туризма, торговли, промышленности не только в Самаркандской области, но и всего Узбекистана. Ведь после завершения первого этапа проекта «Жемчужина Востока» Самарканд, имеющий международный аэропорт, способный принимать все типы современных самолетов, становится действительно важным транспортным узлом на перекрестке двух континентов, «грузовыми воротами и крупнейшим оптовым складом» всего Центральноазиатского региона.
Проект полностью частного инвестора. Для его реализации не потребуется бюджетных средств. Неверно считать, что если международный центр логистики предполагает особые льготы, то это означает отсутствие налоговых отчислений в бюджет государства. Наоборот, доходы от налогов будут возрастать. Вот лишь несколько позиций. Работа центра логистики прямо или косвенно через развитие инфраструктуры способствует созданию десятков тысяч высокооплачиваемых рабочих мест в различных сферах — связи, коммунального и гостиничного хозяйства, дорожной службы.
Дирекция центра логистики является юридическим лицом, зарегистрированным на территории Узбекистана, соответственно, и все ее доходы, полученные от деятельности центра (арендная плата за землю, строения и т.п.), подлежат налогообложению, как и доходы от деятельности аэропортного комплекса.
По проекту часть средств направлена и на техническое оснащение таможенного комплекса. Ведь наличие оснащенной по последнему слову техники таможенной службы является необходимым ныне, учитывая проблемы незаконного оборота наркотиков, провоза оружия. К тому же такая служба необходима для сбора таможенных сборов с грузов, покидающих центр логистики наземным транспортом. А пошлинных товаров, думается, станет немало. Центр логистики потому и привлекателен для таких западных компаний, как «Проктер энд Гэмбл», «Сони», «Филлипс», имеющих большие объемы экспорта в страны СНГ. Их уже заинтересовала возможность размещения товарных запасов, предназначенных для дистрибьюризации на рынок Центральной Азии.
В «Жемчужине Востока» особое место занимают факторы, способствующие росту туристического потенциала. Что этому будет способствовать? Упрощенный доступ в Узбекистан при увеличении числа авиакомпаний, выполняющих рейсы в Самарканд. За счет обслуживания транзитных пассажиров, следующих по традиционным маршрутам весенне-осеннего отдыха из Европы к теплым морям Юго-Восточной Азии. Кстати, через аэропорт «Дубаи» проходят около двух миллионов именно таких туристов.
Заметим, что 14-часовой перелет утомителен для людей, следующих на отдых. Поэтому остановка в Самарканде, по пути на море, для них окажется еще и познавательной, если предложить экскурсию по «Золотому кольцу»: Самарканд — Бухара — Ургенч — Ташкент — Самарканд.
Очевидны выгоды государства в сфере экономики. Только строительство топливопровода от нефтеперерабатывающего завода в Караул-Базаре до нового аэропорта (120 км) даст возможность упрощенного экспорта 500 тысяч тонн керосина. А это 100 млн долларов в год на начальном этапе.
Необходимость дальнейшей доставки пассажиров к пунктам назначения, которые разбросаны по территории всего Центральноазиатского региона, повысят спрос на рынке среднемагистральных самолетов (Ил-76, Ил-14), большегрузных автомобилей и автобусов. Гигантские объемы, финансируемые за СКВ, дадут толчок развитию и индустрии строительства.
Создание новых рабочих мест, улучшение экономических показателей предприятий, увеличение бюджета приведут к социальной стабильности, что является одной из важнейших задач на нынешнем этапе реформ.
Логично предположить, что успешная работа аэропортного комплекса и центра логистики создаст интерес для зарубежных компаний не только к хранению, но и к производству товаров в Узбекистане. А это поток иностранных инвестиций.
Таким образом, второй этап развития проекта приведет к созданию, в частности, международного туристического центра на массиве Чулпон-ота. «Авиализинг» просчитал не только этапы реализации «Жемчужины Востока», но и фазы введения в эксплуатацию тех или иных объектов. Инвестировал уже 19 млн сумов на проектно-изыскательские работы, подготовку бизнес-плана. Уже есть макеты в миниатюре, изучен огромный банк данных международного опыта. Затрачено более 300 тысяч долларов на бизнес-планы. Определены шесть инвестиционных проектов только первого этапа. «Золотой ключик» вставлен в замочную скважину.
Правительства многих стран находят все более тяжелыми и обременительными финансирование и модернизацию авиагаваней. Более 60 аэропортов в настоящее время являются частной собственностью. Ожидается, что в последующие пять лет еще 120 аэропортов сменят форму собственности. Почти все европейские страны включены в процесс размещения аэропортных активов в частный сектор. Такова мировая тенденция.
Проектной группой «Авиализинга» спрогнозирована ситуация, когда Самаркандский аэропорт получит статус государственного самостоятельного предприятия с подчинением как авиационный субъект Госавианадзору и как хозяйственный — местной администрации при доверительном управлении «Авиализинга». Проработаны варианты акционирования на основе международной практики. Под частный проект «Жемчужина Востока» дают гарантии международные банки.