Домой » Август » НАГРУЗКА БЕЗ ОТДАЧИ

НАГРУЗКА БЕЗ ОТДАЧИ

Нуритдин Маннапов — один из лучших участковых инспекторов Шайхантахурской районной госналоговой инспекции. Чтобы добиться такого признания среди жителей махалли «Бельтепа», а также среди своих сослуживцев, Нуритдину Маннапову пришлось кропотливо и настойчиво работать не один год.
Госналоговый участковый пункт «Бельтепа», особенно в вечернее время, всегда многолюден. Большей частью заходят сюда люди пенсионного возраста. Тянет их сюда не только желание узнать последние новости в налоговой сфере, но и желание чем-то помочь инспекторам в работе. Скажем, отнести кому-нибудь из жителей, проживающих на отдаленной улице, упоминание об уплате фиксированных налогов.
Такая помощь бескорыстных помощников крайне нужна, ибо у участковых инспекторов времени обойти всех жителей поквартирно или подворно просто не хватает. Дело в том, что на участке находятся четыре микрорайона и три махалли! Где уж тут найти время и поговорить со всеми жильцами, что называется, по душам. Только в многоэтажных домах имеется более 1500 квартир, жильцы которых обязаны платить налоги. Такую нагрузку ныне выдержать может не каждый молодой специалист, и потому неудивительно, что многие из них уходят в коммерческие структуры, где работа лимитированная, да и платят побольше. Между прочим, средняя заработная плата участкового инспектора на «Бельтепа» составляет лишь 17204 сума.
И все же значительное большинство участковых инспекторов ответственно и добросовестно выполняют свою работу, отлично понимая, что от этого зависит полноценное поступление средств в бюджет страны. А потом нельзя не учесть и то, что, работая простым участковым инспектором, молодой специалист проходит отличную школу, приобретает неоценимые навыки, которые всегда пригодятся ему в дальнейшей работе на любом участке, на любой должности в налоговой сфере.
В целом же пять инспекторов участка «Бельтепа» за год осуществляют сбор налогов в размере 14040, 8 тысячи сумов. При этом еще раз хочется подчеркнуть, что они осуществляют сбор фиксированных налогов — имущественного и земельного. Согласитесь, маловато выходит при том напряжении, о котором мы говорили выше. Значит, что-то здесь пора менять?
Может быть, произвести такую же трансформацию, как с транспортным налогом? Ведь в свое время и он доставлял массу хлопот как владельцам частного автотранспорта, так и налоговым инспекторам. Сколько было споров и недоразумений! А в итоге часть владельцев авто уходила от уплаты налога, росли недоимки.
Причины, по которым многие не желали платить налог на транспорт, были разные, в том числе и достаточно объективные. К примеру, если у участкового инспектора на учете числилась, скажем, тысяча частных «легковушек» (а сейчас в частном секторе есть и автобусы, и КамАЗы и другие большегрузные автомашины), то среди них где-то 100-120 машин всегда оказывалось на приколе по разным причинам: нет автобаллонов, вышел из строя аккумулятор, произошла авария и т.д. Получение полноценных сборов на это количество простаивающей техники было острой и постоянной головной болью налогового инспектора.
Стали искать варианты трансформации транспортного налога, выдвинули и разработали ряд интересных проектов, один из них, наиболее оптимальный, был рассмотрен в законодательном порядке и утвержден. Теперь налог за транспорт автоматически удерживается у владельцев авто при покупке бензина на автозаправочных станциях Узбекистана, и проблема сбора транспортного налога снята с повестки дня.
Если говорить по большому счету, то вся работа участкового инспектора заключена в сборе фиксированных налогов. Времени на выполнение этих задач им тратится много, а вот коэффициент полезного действия низкий. Теперь, после трансформации тран-спортного налога, участковые инспекторы ГНИ заняты сбором двух видов налогов — имущественного и земельного. И все! А ведь если подходить к этому с государственных позиций, то огромная многотысячная армия участковых инспекторов занимается делом, которое не требует особых затрат. И самое главное, эту работу вполне могут выполнять, и притом с большей эффективностью, структуры местного самоуправления. К примеру, члены махаллин-ских комитетов, которые лучше всех осведомлены, каково благосостояние той или иной семьи.
Чтобы налоги собирались своевременно и в полном объеме, руководство махаллинского комитета может найти и применить различные варианты. К примеру, поэтапный сбор налогов с отдельных семей. Но для этого нужно стимулировать материально эту работу, может, ради этого оставлять 5 или 10 процентов собранных налогов на усмотрение самого махаллинского комитета?
Рыночные отношения, прочно вошедшие в нашу жизнь, заставляют переоценить многие важные моменты и в налоговой сфере. Возможно, в начале формирования налоговой политики институт участковых инспекторов рассматривался как один из ключевых органов. И, естественно, многотысячный отряд участковых инспекторов внес в работу налоговых органов свой незаменимый вклад, этого нельзя не учитывать. Но времена меняются, не настала ли пора пересмотреть ориентиры?
В каждом из районных подразделений Государственного налогового управления Ташкента работают по несколько десятков участковых инспекторов. В целом же по ГНУ их насчитывается несколько сотен. Все эти специалисты занимаются сбором фиксированных налогов и «приносят» в общий котел налоговиков около одного миллиарда сумов в год. Эта цифра составляет лишь небольшой процент в общем объеме сбора налогов, который осуществляет ГНУ.
Руководство ГНУ также высказывает мысль о низком КПД участковых инспекторов, о их малой загруженности. В то же время, если их усилия направить на выявление сокрытий доходов, востребование недоимок, то сумма дополнительных начислений в бюджет исчислялась бы миллиардами.
Полагаю, что мнение руководства ГНУ Ташкента имеет веские основания быть принятым во внимание.
Налоговая система не является догмой, она должна быть гибким инструментом в рыночной экономике, защищать интересы государства. Пересмотр ориентиров здесь столь же естествен, как и сам ход рыночной экономики.
Акрам Ташкенбаев.
Корр. «Правды Востока».