Имя Ирины Авдюшкиной вот уже более тридцати лет не сходит с театральных афиш. Многие ташкентцы помнят ее работы в «старом» театре Горького. Сейчас заслуженная артистка Республики Узбекистан Ирина Авдюшкина — актриса театра «Аладдин»
О том, что Ирина не жалует нашего брата журналиста, я знала не понаслышке. Все попытки взять интервью упирались в категорический отказ. Но, как говорится, вода камень точит, и встреча состоялась. Не скрою, я немного нервничала. Сами понимаете — прима. Да и неприязнь к журналистам оказалась не без основания.То фамилию неправильно напишут, то имя героини переврут…
Страсть к лицедейству есть у каждого. И только актеры от Бога избирают эту страсть своей профессией. Занятия в студии театра имени Горького сочетались с работой на сцене. Этот старый, холодный театр остался для нее добрым другом. «Я знала каждый закуток. Работала за всех — будь то электрики, радисты, костюмеры, реквизиторы. Все костюмы до единого были на мне»,-вспоминает Ирина. Став студенткой театрального института, она уже играла главные роли. Ее партнерами на тогдашней сцене были заслуженный артист Узбекистана Г. Пачис, Л. Якубова, М. Шамшина, В. Кирдяшев.
Ирина призналась, что настоящая жизнь началась после прихода в театр. Ей стало интересно жить. И всем, чего она добилась на сегодняшний день, она обязана себе и тем людям, которые ее окружали, независимо от того — хорошие они были или плохие. Проработав двадцать семь лет в одном из лучших театров Узбекистана, Авдюшкина уходит в «Аладдин». На вопрос «Не хотели бы вы поработать на сцене нынешнего драматического театра?» Ирина ответила: «Если театру интересна актриса, ее работа. Почему бы нет?»
В «Аладдине» все приходилось начинать с нуля. Репетиции чередовались с работой по установке декораций. Тогда, пять лет тому назад, скептики предрекали театру пустой зал и недолгую творческую жизнь. «Безумие любви», «Любовь до гроба», «Двойная игра»- спектакли, с которых начинался «Аладдин», сошли со сцены. Появились «Жизнь масок», «Дверь в смежную комнату», «Трамвай «Желание», «Единственный наследник» и другие спектакли.
— Детектив, драма, комедия — зритель должен сам выбрать, что ему по душе, — говорит Ирина.- Но какой бы по жанру ни был спектакль, мы хотим, чтобы зритель сопереживал. Смеялся с нашими героями или же сострадал им.
— Не так давно состоялась премьера спектакля Франсуазы Саган «Так хорошо и днем, и ночью» Это третья ваша работа в качестве режиссера-постановщика. Чем привлекла эта несколько тоскливая, по мнению многих читавших ее, пьеса?
— Не скрою, когда мы только начали работать над спектаклем, пьеса действительно никому не понравилась. Мол, скучно. Неинтересно. Но автора мало просто прочесть. Его надо как бы «вскрывать» изнутри. Мы попытались ответить на вопрос, почему все именно так происходит с нашими героями. Кто дает право управлять личностью? Ведь человек начинает «огрызаться», когда на него слишком давят. Раскрывая характеры героев, как бы примеряем их судьбу на себя. А уже право зрителя — соглашаться или нет. Верить Зельде, что она любит своего мужа и мстит не только за гнусный сговор, разрушая все вокруг себя, или, может быть, она мстит за свою любовь и невысказанные слова признания?.. Зритель сам должен разобраться.
— «Дверь в смежную комнату» (Э.Эйкбурн), «Сокровище на острове пеликан» (Д.В.Пристли), «Так хорошо и днем, и ночью» (Ф.Саган)- эти произведения объединяет одно: главные героини — женщины, несмотря на видимую благополучность сложной судьбы, с определенной стервозностью характера. Что это? Тяга к родственной душе или желание разобраться в сложностях человеческой натуры?
— И то, и другое. Стервозность — неотъемлемая черта моего характера, — неожиданно призналась Ирина. — Я капризна в жизни. Но не на работе. И потом мне всегда были интересны сильные характерные образы. Индивидуальность. Много лет героями наших пьес всегда были «мы», конфликт лучшего с лучшим. Мне же всегда было интересно внутреннее состояние человека, жизнь его духа. Мне нравятся мои героини. Хотя, на мой взгляд, наша Бланш слишком «приглаженная». Я вижу ее иначе, чем М. Каминский. Но я играю ее такой, какой ее видит режиссер.
— То есть вы «послушная» актриса.
— В общем да. Прежде всего я доверяю режиссеру.
— Вы как режиссер довольны своими спектаклями?
— Это те работы, за которые мне не стыдно. Это прекрасно, когда есть возможность самовыражения. Личность должна быть свободна в выборе. Как говорила Саган: «Не мешайте мне делать с собой то, что я хочу». Момент счастья любого человека — делать то, что он хочет. Если говорить о периоде подготовки спектакля — это двадцать четыре часа погружения в материал. Накопление образов идет независимо от того, репетируешь ли ты на сцене или просто едешь в метро. Как правило, очень большая подготовка идет до начала первой читки. Я должна знать, что я хочу видеть на сцене. Повести за собой актера. Это, видимо, от тех режиссеров, с которыми я работала. Стрижев, Шапиро — они могли заинтересовать актера, повести за собой. Еще, чтобы спектакль получился, нужна команда. Мне кажется, у нас есть эта команда. Елена Шамсутдинова, Сергей Генкин, Ольга Пичик, Володя Кисаров. Сейчас у нас работает очень много молодежи. Маститые актеры Игорь Григорьевич Кирьянов, народный артист Узбекистана Владимир Русинов, заслуженная артистка Узбекистана Нина Мягкова, Тамара Аванесянц. Команда — это не только актеры, это и те, кто готовит спектакль. Например, костюмы делает дизайнер — студентка художественного института имени Бенькова Наталья Егорова.
Да, костюмы в спектаклях изумительные. Это и как будто сошедшие с журналов мод умопомрачительные наряды Бланш, Зельды и Лизетты из «Единственного наследника»
В этом спектакле зритель видит совершенно иную Авдюшкину. Здесь вы не встретите шарма миллиардерши, изысканности Бланш и коварства Роберты Крой. Лизетта обаятельна, неудержима, очаровательная обольстительница вдвоем с Криспеном ловко обрабатывает дельце с наследством. Идеальная парочка в исполнении Каминского и Авдюшкиной задает спектаклю такой ритм, что просто диву даешься.
Роль, подобная этой, не требует от меня особой внутренней работы. Конечно, нужны настроение, кураж. Порой обстоятельства складываются так, что не только улыбаться, а разговаривать не хочется, а моя героиня никогда не унывает. Выходишь на сцену и играешь, невзирая ни на что.
Однажды, переодеваясь на сцене к финалу, она не заметила оставленный открытый кем-то люк. Сцену доигрывала в слезах, благо они предполагались по сценарию. А потом была операция. Прошло уже немало времени с той поры, и Ирина с улыбкой говорит об этом, но чувствую, что чья-то халатность разделила ее жизнь на «до» и «после». Боль, обида, отчаяние оставили неизгладимый след в ее душе.Тогда ее спасли друзья и работа. Надо сказать, для Авдюшкиной понятие дружбы, как говорится, круглосуточное. В ее небольшую квартирку на седьмом этаже можно прийти со своими бедами и радостями в любое время. Есть в этом доме особое существо — Дульсинея, или просто Дуня. Хромоногое создание с облезлым хвостом, которое неведомо какими путями маленьким котенком «постучалось» в дверь, стало единовластной хозяйкой и квартиры, и сердца актрисы. Впрочем, нет. Как выяснилось, в сердце актрисы сейчас есть место не только для работы, Дульсинеи, но и… Когда у женщины в душе весна независимо от истинного времени года, это скрыть невозможно.
Отношения с мужчинами всегда складывались очень не просто. Причин тому немало. Не последнее место здесь занимает требовательность. В первую очередь к себе. В том, что Авдюшкина необыкновенно пунктуальна, я вновь убедилась на собственном опыте. Достаточно было немного опоздать на встречу, и она стала заниматься другими делами. Теперь уже я ожидала, когда актриса освободится.
Сейчас в театре идет подготовка к новой премьере, которая состоится осенью. «Полковник Птица» Христо Бойчева. Здесь у Ирины одна из главных женских ролей. На репетиции еще раз видишь, насколько эмоционально точно чувствует актриса свою героиню. Все, кто присутствовал при репетиции одного из эпизодов, неожиданно затихли, увидев абсолютно искренние слезы на лице актрисы. Авдюшкина не может ни играть, ни репетировать вполсилы.
Может быть, поэтому мы вновь и вновь возвращаемся в этот сказочный мир — театр, где правит бал его величество Талант!
Алла Ромашко.