Домой » Культура » НОВЫЙ ХРАМ ИСКУССТВА УЗБЕКИСТАНА

НОВЫЙ ХРАМ ИСКУССТВА УЗБЕКИСТАНА

В эти дни, когда Навруз широко празднуется по всей стране, творческая интеллигенция, весь наш народ, который любит и высоко ценит искусство, стали свидетелями еще одного радостного события. 22 марта в Ташкенте состоялась сдача в эксплуатацию нового здания консерватории.
Церемонию открыл хоким города Ташкента Р.Шоабдурахмонов.
На церемонии с речью выступил Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов.
— Открытие нового здания консерватории в нашей славной столице Ташкенте — это радостное событие, которое наполняет гордостью сердца не только деятелей искусства, но и каждого человека, живущего в нашей стране, — сказал Ислам Каримов. -Велик вклад консерватории, имеющей 65-летнюю историю, в нашу культурную жизнь.
Каждый человек при виде нового здания консерватории признает, что оно является одним из величественных сооружений, приумножающих красоту города.
Новый комплекс великолепен и своеобразен. Здесь кроме аудиторий, оснащенных самой современной музыкальной аппаратурой, есть несколько концертных залов.
В прошлом году во время знакомства с ходом строительства консерватории Президент Ислам Каримов дал несколько ценных советов. Выполненные в фойе по предложению нашего Президента красочные панно способствуют творческому настрою и вдохновению преподавателей и студентов.
Ислам Каримов выразил сердечную благодарность инженерам, строителям и мастерам, участвовавшим в возведении нового здания консерватории.
Выступившие на церемонии народный артист Узбекистана Тургун Алиматов, композитор Мустафо Бафоев и лауреат премии «Нихол» Анна Гузаирова выразили благодарность руководителю нашего государства за то, что он стал инициатором и организатором строительства такого прекрасного храма искусства, отвечающего всем современным требованиям.
При участии мастеров искусств, молодых исполнителей состоялся концерт, посвященный открытию нового здания консерватории.
В заключение торжественной церемонии Президент Ислам Каримов встретился с представителями средств массовой информации.
— Не заботясь о духовном развитии, нельзя добиться материального благосостояния, — сказал руководитель государства. — Нищий духом человек не сумеет оценить и материальное богатство. Вот почему мы уделяем особое внимание проведению различных торжеств и праздников, строительству объектов культуры.
Только лишь гордиться национальными ценностями — недостаточно. Наша задача сегодня состоит в том, чтобы сберечь огромное духовное богатство наших предков, всесторонне развивать и обогащать его, донести до грядущих поколений. Необходимое музыкальное оборудование для нового здания консерватории мы доставили из таких развитых государств мира, как Япония, Германия, США. Но основная задача заключается не в оснащении этого дворца, а в привлечении истинных талантов и дарований. Возведение и открытие таких прекрасных зданий является еще одним свидетельством нашей уверенной поступи по пути к новой жизни.
konservatory
Анвар Каримов,
Мусульмон Намозов.
Корр. УзА.

РЕЧЬ ПРЕЗИДЕНТА ИСЛАМА КАРИМОВА НА ЦЕРЕМОНИИ ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗДАНИЯ КОНСЕРВАТОРИИ В ГОРОДЕ ТАШКЕНТЕ
Ассалом алейкум, дорогие друзья!
Дорогие гости!
Уважаемые деятели искусств!
Сегодня на прекрасной и неповторимой узбекской земле, где повсюду ощущается дыхание Навруза, — еще один большой праздник, большое торжество.
Открытие нового здания консерватории в нашей славной столице Ташкенте — это радостное событие, которое наполняет гордостью сердца не только представителей искусств, но и каждого человека, живущего в нашей стране.
В связи с этим прежде всего я искренне, от чистого сердца поздравляю всех вас, уважаемые деятели культуры и искусства, творческую интеллигенцию, студенческую молодежь, а также наших дорогих гостей.
Дорогие друзья!
Ступая на порог этого величественного музыкального храма, вызывающего восхищение каждого человека, естественно невольно задумываешься о роли искусства в жизни человечества, о необычайном влиянии музыки на духовный мир людей.
Действительно, можно вне всяких сомнений сказать, что на свете нет такого человека, который бы не любил музыку, не испытывал бы ее воздействия.
Человек может не уметь читать или писать, но он всегда ощущает животворную силу прекрасного напева или мелодии. Образно говоря, музыка обязательно находит отклик в человеческой душе.
Волшебная сила музыки заключается еще и в том, что она не только в дни радости и веселья, но и в минуты испытаний, когда сердце наполнено болью, поддерживает нас духовно, помогает нам.
Когда человек, находясь вдали от Родины, в чужих краях, вдруг услышит знакомую национальную мелодию, которая затрагивает самые тонкие струны его души, он прежде всего вспоминает свой народ, свою Отчизну, и эта близкая сердцу, чарующая музыка становится бальзамом для его истосковавшейся души.
В этом божественном даре, называемом музыкой, есть такая волшебная сила, что для того, чтобы понять и ощутить ее воздействие, не требуется перевода.
Именно поэтому все нации и народы мира гордятся шедеврами классической музыки, созданными такими великими гениями, как Бах и Моцарт, Бетховен и Шопен, Чайковский и Шостакович, считают их творения бесценным достоянием всего человечества.
Уважаемые соотечественники!
Высокий музыкальный потенциал узбекского народа и его огромная любовь к музыкальному искусству издревле признаны во всем мире.
Трудно найти в нашей стране махаллю или кишлак, которые не имели бы своего музыканта, своего певца.
И то, что в каждой узбекской семье имеется обязательно дутар или танбур, или какой-либо другой музыкальный инструмент, свидетельствует о безграничном уважении нашего народа к музыке.
Можно сказать, что музыка, которая неразрывно связана с сокровенными чувствами, душевными переживаниями людей, стала неотъемлемой частью жизни нашего народа.
Как известно, на нашей древней земле испокон веков сосуществовали различные цивилизации и культуры, наши предки приобщались к искусству и других народов.
Подтверждением тому является то, что наши отцы и деды, на протяжении веков бережно сохраняя самобытное национальное искусство, творчески осваивали и развивали достижения мировой культуры.
В этом смысле проникновение в 20-х годах прошлого столетия в нашу духовную жизнь европейской музыкальной культуры и появление первых профессиональных музыкальных школ в Ташкенте и Бухаре, Хиве и Самарканде — никто не может отрицать этого — стали яркими страницами в истории развития нашего искусства и культуры.
Здесь в особенности уместно отметить важную роль Ташкентской государственной консерватории, которая была первым музыкальным вузом в республиках Средней Азии и Казахстана.
Сегодня наша общественность хорошо знает и высоко ценит то, что во всех успехах, достигнутых в нашей стране в области музыкального искусства, велик вклад нашей консерватории, имеющей 65-летнюю историю, и прежде всего, в создании произведений оперы и балета, хоровой и симфонической музыки, ее влияние на развитие современной эстрады.
Следует отметить заслуги творческого коллектива консерватории и в том, что десятки наших деятелей искусств, обучавшихся в стенах этого учебного заведения, снискали мировую славу, а молодые исполнители, достойно представляя Узбекистан, одерживают победы на престижных международных конкурсах, за рубежом растет интерес к проводимым в нашей стране различным музыкальным фестивалям.
Сегодня мы с огромным уважением называем имена и чтим память тех композиторов и исполнителей, которые своим самобытным искусством и богатым наследием внесли весомый вклад в развитие узбекской музыкальной культуры, а также неутомимых педагогов и наставников, тесно связавших всю свою научно-творческую деятельность с консерваторией.
Вместе с тем мы с сожалением вспоминаем, что в период прежней системы деятельность и этого учебного заведения была крайне идеологизирована и однобока.
Думаю, подтверждением тому является то, что на протяжении долгих лет здесь не уделялось должного внимания национальному музыкальному искусству, проявлялось пренебрежительное отношение к искусству макомов, являющемуся одним из уникальных образцов мировой музыкальной культуры, а вопрос изучения и пропаганды макомов был решен лишь в 70-е годы, и то под давлением международной музыкальной общественности.
Такой неправильный подход можно увидеть на примере нелепых, бессмысленных попыток отказа от узбекских национальных инструментов в музыкальной исполнительской деятельности, наблюдавшихся в
50-е годы.
Подумайте сами, дорогие друзья, найдется ли человек, который не ощутит очарования, не будет изумлен мелодиями танбура, становящегося истинным чудом в руках такого виртуозного мастера, как Тургун Алиматов? Разве можно уничтожить, вытравить из памяти народа столь уникальное бесценное искусство?
Естественно, для молодежи, которая не испытала на себе тяготы тоталитарного периода, такое отношение к национальной музыке может казаться абсурдным и смешным.
Но присутствующие здесь деятели искусств старшего поколения, думаю, хорошо знают о том, сколько творческих людей пострадало из-за подобных неверных подходов, были загублены не только талант, но и жизни многих людей.
Сегодня мы должны оценивать такие происходившие в недавнем прошлом явления, направленные на отчуждение нашего народа от своей национальной самобытности, как противоестественные действия, а самое главное, извлекая из этого необходимые уроки, делая соответствующие выводы, организовать деятельность консерватории на основе приоритетного для нас принципа — гармонии национальных и общечеловеческих ценностей.
Уважаемые деятели искусств!
Это величественное сооружение, которое передается вам и всем поклонникам музыкального искусства, отвечающее самому взыскательному вкусу и высоким современным требованиям, несомненно будет служить великой цели, направленной на раскрытие таланта, творческого потенциала наших сыновей и дочерей, посвятивших свою жизнь искусству.
Для осуществления таких благородных целей, наших чаяний и надежд нам необходимо уделить серьезное внимание ряду вопросов.
Следует критическим взглядом посмотреть на существующие сегодня проблемы, на наше отношение к работе и ко всей деятельности в этой сфере.
Требования сегодняшнего дня обязывают поднять музыкальное образование на качественно более высокий уровень, в том числе по-новому оценить возможности нашей консерватории, рассмотреть вопрос об открытии факультетов и отделений по новым направлениям и специальностям.
Думаю, было бы целесообразным при консерватории организовать академический лицей, который бережно воспитывал бы юные таланты — ростки нашего искусства, создать научно-исследовательский центр, приглашать для работы в консерватории известных деятелей и педагогов из престижных музыкальных учебных заведений мира.
Нашим священным долгом должна оставаться деятельность по сохранению и приумножению бесценного духовного наследия нашего народа и, в том числе, музыкальных жемчужин, которые по крупицам собирались в течение веков, мы обязаны передать их будущим поколениям.
Теперь я бы хотел представить вашему вниманию одно предложение, которое высказывают наши деятели искусств, творческая интеллигенция, представители широкой общественности.
А именно, было бы правильным решением, учитывая роль и значение консерватории в культурной жизни нашей страны, отныне именовать ее Государственной консерваторией Узбекистана.
Думаю, что это название прежде всего отвечало бы ее уровню и престижу, тем задачам, которые стоят перед консерваторией, и, конечно, этому прекрасному зданию.
Уважаемые друзья!
Сегодня, устанавливая прочные связи с развитыми государствами мира, мы строим на нашей земле свободное и процветающее общество. Безусловно, достигнуть этих наших великих целей, сделать нашу жизнь еще более содержательной, более светлой и совершенной можно лишь в том случае, если мы превратим искусство, музыку в своего духовного спутника.
Для этого необходимо развивать музыкальное искусство не только в столице, но и в отдаленных наших городах и кишлаках, повсеместно поддерживать самоотверженных энтузиастов этой сферы и почаще встречаться нам в этом великолепном дворце.
Одним словом, постоянное звучание животворных музыкальных напевов на просторах всей страны должно оставаться правилом нашей жизни. В реализации всех этих задач консерватория должна быть авторитетным координирующим и направляющим центром.
Уверен, что наши юноши и девушки, получившие образование и воспитанные в таком высшем учебном заведении, станут замечательными музыкантами, певцами, композиторами, поднимут искусство Узбекистана на новые вершины.
В этом важном и ответственном деле мы прежде всего опираемся на вас, уважаемые педагоги и наставники, на представителей нашей творческой интеллигенции, всех деятелей культуры, которые всю свою жизнь посвятили музыкальному искусству.
Пользуясь случаем, я от своего имени, от имени всего нашего народа выражаю глубокую признательность проектировщикам и инженерам, мастерам и строителям, всем нашим соотечественникам, кто участвовал и добросовестно трудился на строительстве этого уникального дворца искусства.
Открытие этого прекрасного здания, расположенного в самом центре нашей столицы, мы должны воспринимать как еще одно яркое выражение нашей любви к музыкальному искусству.
Обращаясь ко всем деятелям искусств, студенческой молодежи, которые становятся хозяевами этого замечательного сооружения, хочу сказать: поздравляю вас, весь наш народ с этим великолепным храмом музыки, пусть он служит дальнейшему развитию нашего искусства, приносит новые весомые творческие достижения.
Пусть этот очаг просвещения и культуры излучает свет добра и красоты, пусть здесь всегда звучат мелодии любви к жизни и счастья.
Еше раз поздравляя всех вас с праздником Навруз, желаю вам здоровья, новых успехов в вашей работе.