Домой » Декабрь » Отзвуки… осени

Отзвуки… осени

На редкость музыкальна нынешняя осень в Самарканде
Ярким событием в культурной жизни древнего города стало выступление Мюнхенского камерного оркестра. На протяжении более полувека этот творческий коллектив дарит миру прекрасную музыку Моцарта, Баха, Шенберга, Хиндемита, гастролируя по всем континентам. С блестящим исполнительским мастерством оркестра, имеющего богатый репертуар, удачно сочетающим традиции и новаторство, классику и музыку современных авторов, теперь знакомы и в древнем городе.
Любителей камерной музыки оказалось немало — областной театр музыки и драмы имени Х.Алимджана, со сцены которого звучали волшебные звуки, был полон. Восторженное «браво!» и бурные овации были ответом зала на искренность и высокопрофессиональную игру оркестра из Мюнхена.
Еще не остыли впечатления от этого музыкального «визита», как новая волна эмоций захлестнула зрителей: французский «Sweet move» пригласил в мир современного танца. Несмотря на скромную рекламу, уже накануне спектакля все билеты были проданы. Полузабытое слово «аншлаг» приятно ласкало слух.
«Сукр» — так назвала торжество танца на сцене художественный руководитель и хореограф Лоранс Левассер, позаимствовав этот поэтический термин у средневековой арабской лирики. Это определило главную сюжетную линию и пластический рисунок постановки. В течение всего спектакля пять танцовщиц во главе с его талантливой создательницей старались раскрыть поэзию женской души, неразрешимый конфликт между святым и обыденным, передать страсть и любовь, боль и разочарование.
Группа « Sweet move» создана четыре года назад. Высокий технический уровень Лоранс и ее небольшого коллектива оценили не только на родине, во Франции, но и в тех странах, где гастролировали артисты. Для Левассер танец — это средство выражения грации и свободы. Опираясь на каноны классического балета, она в то же время разрушает его рамки с помощью непривычной пластики, современной электронной музыки (композитор Юг Санчес).
Уже два года Лоранс Левассер работает в Узбекистане. Первыми познакомились с ее творчеством столичные зрители: это был соло-спектакль «Мандрагора» в Академическом русском драматическом театре. Кроме того, Лоранс оказывает профессиональную поддержку узбекистанским коллегам. Тесное сотрудничество связывает ее с Молодежным театром Узбекистана, поклонниками которого также тепло был встречен спектакль современного танца «Сукр». Сейчас идет работа над несколькими интересными проектами, которые воплотятся на сцене театра.
Лоранс Левассер — тонкий знаток поэзии, сама пишет стихи. Во Франции она часто выступает перед молодежной аудиторией, ее можно встретить в женских тюрьмах: высоким словом поэзии она пытается достучаться до очерствевших сердец и заблудших душ, согреть их и наполнить надеждой. Поэтому ничего удивительного нет в том, что один из проектов Лоранс связан с переводом классиков узбекской поэзии на французский язык.
Остается выразить благодарность посольству Франции в Узбекистане, французскому культурному центру имени В.Гюго, хокимияту Самарканда и другим организаторам за выступление «Sweet move» в древнем городе.
Еще один музыкальный сюрприз преподнес областной культурно-просветительский центр «Русь», пригласив на концерт фортепианной музыки, что проходил под сводами Самаркандской картинной галереи. Автор и ведущая концертной программы, преподаватель училища искусств имени А.Абдурасулева Валентина Немировская сделала основной акцент на танцевальных мелодиях, которые пленили сердца слушателей еще в начале прошлого столетия и столь же волнующе звучат и в наши дни. Но первым был все же Моцарт…
— Имя этого великого композитора знакомо каждому. Поэтому, начав с привычного, легче было перейти к новым именам, — поясняет Валентина Анатольевна. — В мире музыки у композиторов Р.Бенацки, Э.Кшинека Д.Петирека, Д.Мийо, Э.Щульгофа свое достойное, значимое место.
В прошлом году будущие музыканты — студенты фортепианного отдела училища искусств — давали концерт венских классиков. Было здорово, но очень академично. На этот раз педагог В.Немировская поставила перед юными исполнителями нелегкую задачу. Им предлагалось на собственном опыте сравнить степень совершенства музыки XVIII века и начала прошлого столетия, которое «вплело» в музыкальную канву напор, свободу, раскованность. И в то же время необходимо было найти золотую середину между вольностью в исполнении и профессиональной точностью. Так классика, академизм и ретро встретились в одном концерте.
Первую часть концерта Моцарта педагог доверила своей способной ученице, тринадцатилетней Альбине Ягафаровой. Справились с поставленной задачей все ребята, принимавшие участие в концерте. Блюз из оперы Кшенека «Джонни наигрывает» в исполнении Евгении Ли перенес в эпоху немого кино, когда королем экрана был Чарли Чаплин и музыка помогала ему «говорить». Вальс-гротеск «Парк развлечений» австрийского композитора Петерика стал новым испытанием на профессиональную точность в исполнении для Мирзие Усеиновой.
Если у Жени и Мирзие уже есть опыт публичного выступления, в том числе на республиканском конкурсе, то для Натальи Корниенко, пригласившей на вальс-бостон Э.Шульгофа, и Ольги Фокиной, темпераментно исполнившей бразильское танго Д.Мийо, это был дебют. Валентина Немировская предваряла каждое выступление своих учеников кратким музыкальным анонсом, насыщенным познавательной для аудитории информацией.
Станислав Немировский импровизировал, щедро делился со слушателями своей увлеченностью, страстью и любовью к джазу. В ближайшее время ему представится еще одна возможность продемонстрировать виртуозность в импровизации. В декабре центр «Русь» вновь пригласит всех желающих в свой музыкальный салон , на концерт джазовой музыки, у которой среди самаркандцев немало почитателей.
Наталья Шакирова.
Соб. корр. «Правды Востока».
Самаркандская область.