Домой » Апрель » ПЕЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ, ЕСЛИ УБЕДИТЕСЬ, ЧТО ПРЕДЛАГАЕМЫЕ НАПИТКИ, СОКИ И ВИНА НЕ НАНЕСУТ ВАМ ВРЕДА

ПЕЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ, ЕСЛИ УБЕДИТЕСЬ, ЧТО ПРЕДЛАГАЕМЫЕ НАПИТКИ, СОКИ И ВИНА НЕ НАНЕСУТ ВАМ ВРЕДА

«Жизнь хороша, если пьешь не спеша». К этому заманчивому рекламному призыву не лишним было бы добавить: пейте на здоровье, если предлагаемые напитки, соки и вина не принесут вам вреда. А уверенности добавит предварительное изучение маркировки, то есть нелишне узнать — состав, дату изготовления, срок хранения, в том числе просто воды питьевой минеральной…
Утолить жажду потребителя позаботилось множество компаний, производящих напитки. Есть среди питьевой продукции газированные и не очень. Есть и лечебные, судя по описанию, предлагаемому изготовителем. Но можно ли доверять рекламе? Не всегда.
Вот что показали комплексные проверки, проведенные Узгосстандартом и его территориальными органами в 2001 году, такой жизненно важной продукции, как питьевая вода. Из проверенных 20 предприятий по реализации питьевой воды на четырех выявлены нарушения по физико-химическим показателям, на 14 — применялись средства измерения, не прошедшие проверку Узгосстандарта. Обнаружено также завышенное содержание хлора и жесткости питьевой воды. На водоканалах также использовались средства измерения, не прошедшие проверку Узгосстандарта, что весьма затрудняет правильную оценку качества воды. И такая немаловажная деталь — на всех предприятиях, где побывали специалисты Узгосстандарта, вода питьевая не сертифицировалась.
За реализацию питьевой воды с нарушением физико-химических и других показателей на виновных наложены штрафные санкции в сумме 724,4 тысячи сумов. Как говорится, меры приняты, виновные наказаны. Но как утешить тех, кто успел испить не спеша такой водицы?
Не все соки, рекомендуемые как кладезь витаминов, полезны. При проверке предприятия «Чиракчи-консерва» Кашкадарьинской области было установлено, что яблочный сок концентрированный не соответствует требованиям стандарта по физико-химическим показателям и не имеет сертификата соответствия. Реализация девяти тонн яблочного сока на сумму 3645 тысяч сумов была запрещена.
А как обстоят дела с напитками более крепкими? Изготовители алкогольной продукции, как оказалось, изобретательны. За 2001 год сотрудниками госалкогольной инспекции Узгосстандарта проверена деятельность 284 предприятий по производству, хранению и реализации продукции. На 186 из них выявлены нарушения стандартов. Например, Сурхандарьинское АО «Сариосие Шароб» оказалось не полностью обеспечено нормативными документами и технологическими инструкциями: отсутствовали экологический сертификат, сертификат на сырье и материалы, не контролировалось содержание токсичных элементов в выпускаемой продукции. В результате 3347 декалитров портвейна «Узбекистанский» было реализовано без сертификата соответствия на сумму 3280,1 тысячи сумов. Пришлось запретить производство и реализацию продукции. С предприятия взыскан штраф.
Знающие толк в таком благородном напитке, как вино, наверное, огорчатся, узнав, что такие знаменитые сорта вин, как «Ркацители» и «Баян Ширей», хранящиеся на складе базы «Наманган шароб», продавались без контроля истечения срока годности.
Или такой пример. На Чартакском АО «Рохат» экстракт «Райхон» изготовлялся с нарушением органолептических показателей и герметичности упаковки. Не соблюдались условия хранения, не контролировались сроки реализации. По итогам проверки были выданы предписания и на запрет реализации четырех проверенных партий алкогольной продукции. АО «Рохат» было оштрафовано на 138 тысяч сумов.
Всем известны марки «Гульро», «Чехра», «Гулоб», «Кенсой». Изысканные названия обещают истинное удовольствие знатокам. Однако проверка экспериментального винзавода научно-производственной корпорации по садоводству, виноградарству и виноделию «Мева-Шарбат» показала, что технологические инструкции не переработаны с введением новых государственных стандартов Республики Узбекистан, не определен качественный показатель вин — массовая концентрация приведенного экстракта. Изготовители забыли указать на маркировке срок выдержки продукта. Глубокой тайной фирмы стали и сведения о месте производства этих вин. Во всяком случае, во время проверки отсутствовал реквизит: «Произведено в Республике Узбекистан».
Забыли, видно, что узбекские вина всегда славились своими вкусовыми качествами. Истинные мастера виноделия никогда не скрывали своего авторства, гордились плодами своего труда.
Хотелось бы, чтобы реклама соответствовала истине. Чтобы маркировка была обстоятельной. И тогда стакан чистой питьевой воды или фруктового сока, бокал искрящегося вина действительно принесут людям и пользу, и удовольствие. Потребитель должен быть уверен, что о его здоровье позаботились еще на стадии производства.
Джамиля Аипова.