Домой » Март » ПО ИТОГАМ ДВУХ ЛЕТ И БОЛЕЕ

ПО ИТОГАМ ДВУХ ЛЕТ И БОЛЕЕ

О том, как поработал Госкомитет по охране природы в 2000-2001 годах, шел разговор на заседании Комитета Олий Мажлиса по вопросам окружающей среды и охраны природы. Что сделано, каково состояние окружающей среды, как ведется мониторинг, каковы наиболее типичные нарушения природоохранного законодательства? Эти и другие вопросы обсуждались депутатами и экологами.
Напомним, именно Госкомприрода осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере охраны окружающей среды, норм и правил природопользования и совершенствования природоохранной деятельности.
За отчетные два года специалисты Госкомприроды проверили 16,8 тысячи подконтрольных объектов, инструментальным методом обследовали 43,9 тысячи источников загрязнения. Приостанавливалась работа 3514 предприятий, цехов, передвижных источников и объектов, отрицательно воздействующих на природную среду. Приостанавливалось строительство около полутысячи объектов, не прошедших экологическую экспертизу.
В целом по республике наметилась стабилизация экологической обстановки. Общий валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу в 2001 году по сравнению с 1999 годом сократился на 45,7 тысячи тонн. Объем сброса загрязненных сточных вод в реки, каналы, озера в 2001 году составил 168,6 миллиона кубометров, что на уровне 1999 года, но на три миллиона кубометров меньше, чем в 2000-м.
Качество воды по сравнению с предыдущими годами в основных водотоках — реках Амударья, Сырдарья, Сурхандарья, Кашкадарья и Зарафшан — практически не изменилось и остается на уровне третьего класса (умеренно загрязненных вод). Также не изменился уровень загрязнения по водотокам Ферганской долины.
Что касается воздуха в городах, то по всем измеряемым Главгидрометом ингредиентам уровень загрязнения атмосферного воздуха соответствовал санитарно-гигиеническим нормам в Янгиюле, Денау, Мубареке, Намангане и Нурабаде. В 2001 году уровень загрязнения атмосферного воздуха снизился до санитарно-гигиенических норм по диоксиду серы — в Алмалыке, Фергане, по озону — в Ташкенте, аммиаку — в Чирчике.
И все же, несмотря на проводимую работу органами Госкомприроды, другими министерствами, ведомствами и организациями по охране окружающей среды и природных ресурсов, в республике остаются нерешенными многие вопросы и проблемы.
Так, сохраняются повышенные уровни загрязнения атмосферы по отдельным загрязняющим веществам: в Алмалыке, Ташкенте, Самарканде, Карши, Коканде — по пыли, Шахрисабзе и Китабе — по диоксиду азота, Алмалыке и Нукусе — превышения санитарно-гигиенических норм по озону, в Ташкенте и Навои — по аммиаку и в Навои же — по фенолу. В 2001 году произошло увеличение загрязняющих веществ в атмосферном воздухе по пыли — в Бухаре, Кагане, Нукусе, Сариасие и Гулистане, по диоксиду азота — в Ташкенте, Термезе, Ургенче, по фенолу — в Ангрене. В этом же ряду городов, где произошло увеличение загрязнения по отдельным ингредиентам, — Шахрисабз, Андижан, Фергана.
По результатам мониторнига основными крупными источниками загрязнения атмосферы признаны объекты теплоэнергетического комплекса, объекты промышленности строительных материалов и объекты химической промышленности. Превышения нормативов предельно допустимых выбросов фиксировались на предприятиях Кашкадарьинской, Навоийской, Бухарской, Ферганской, Ташкентской и Хорезмской областей.
Наиболее загрязненными остаются водотоки Ташкента и Ташкентской области. В связи с маловодьем ухудшилось качество воды в низовьях Амударьи. Концентрации солей выросли от 0,7 предельно допустимых концентраций (ПДК) в районе Термеза, до 2,3 ПДК — у кишлака Саманбай.
Пестициды в прошедшие два года также продолжали загрязнять сельскохозяйственные площади. Наиболее загрязненными ДДТ являлись почвы Ферганской области — здесь средний уровень загрязнения локальных участков был в пределах 4,6-6,1 ПДК. Превышения предельно допустимых концентраций по ДДТ в 1,5-2,5 раза зафиксированы в Самаркандской, Кашкадарьинской, Навоийской, Наманганской, Ташкентской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской и Хорезмской областях. Максимальный уровень загрязнения почв пестицидами в 38,9 ПДК зарегистрирован в хозяйстве им.Ахунбабаева Избасканского района Андижанской области.
Под контролем экологов находятся такие экологически неблагополучные объекты, как бывшие сельхозаэродромы. К 2002 году завершены исследования почти всех авиаплощадок. Здесь превалирует загрязнение хлорорганическими пестицидами. На большинстве сельхозаэродромов уровень загрязнения отмечался в пределах 5-20 ПДК.
Установлены локальные участки загрязнения вблизи ядомогильников и складов в Бухарской, Джизакской, Самаркандской областях. Максимальный уровень загрязнения хлорорганическими пестицидами зарегистрирован на территории центрального склада ядохимикатов в Джалалкудукском районе в 24,7 ПДК.
Кроме того, выявлены загрязнения свинцом почв вблизи хвостохранилища Узолмосолтин в Наманганской области, марганцем и медью загрязнены прилегающие территории к накопителю Навоиазота. Ореол загрязнения почв мышьяком, свинцом, сурьмой, вольфрамом, радионуклидами, бериллием, марганцем и другими токсикантами выявлен в северо-западной части горного обрамления Ферганской долины.
Участки земли, загрязненные нефтепродуктами, выявлены в Сырдарьинской, Ферганской областях и Каракалпакстане. К примеру, загрязнение нефтепродуктами почв на нефтебазе «Узбекистан» Тахтакупырского района Каракалпакстана превысило предельно допустимые концентрации в 28 раз. А в Ташлакском районе Ферганской области в районе канала Варзык уровень загрязнения почв нефтепродуктами достигает 53 ПДК. В факельной зоне Бухарского нефтеперерабатывающего завода содержание нефтепродуктов в почве в девять раз превышает фоновые показатели…
Во многих случаях виноваты в нарушениях природоохранного законодательства, норм и правил природопользования должностные лица. За 2000-2001 годы к административной ответственности было привлечено около двадцати тысяч человек.
Но исправление напряженных экологических ситуаций во многих случаях связано с трудностями в финансировании. В частности, из-за недостаточного выделения бюджетных средств медленно ведутся работы по приданию статуса особо охраняемых природных территорий зонам формирования месторождений пресных подземных вод и установлению водоохранных зон крупных рек. По той же причине не разрабатывается проект восстановления экосистемы западной части Аральского моря, застопорились работы по организации полигона для захоронения токсичных отходов Ташкента, а также по подготовке технико-экономического обоснования мусороперерабатывающего завода для переработки твердых бытовых отходов Янгиюля.
На местах реализация мер по упорядочению хранения и переработки бытовых и промышленных отходов сведена практически к инвентаризации существующих мусоросвалок. Никаких мер по приведению существующих мусоросвалок в соответствие с требованиями экологов хокимияты не проводят, хотя срок завершения этих работ намечен на 2002 год.
Областными хокимиятами очень медленно решается вопрос по созданию экологических пунктов «Экотрансназорат». Разработана лишь схема расположения пунктов, а участки земли под них не выделяются. Возведение пунктов велось только в Фергане и Ташкенте, но и тут объемы выполнены лишь наполовину, а затем строительство приостановлено из-за прекращения финансирования.
Немало претензий у депутатов есть и к работе самих экологов. К примеру, ими на треть снижено число проверяемых автомобилей в ходе операций «Чистый воздух», а ведь автотранспорт — один из главных его загрязнителей. Немало случаев, когда экологическая экспертиза при выборе площадок под строительство проводилась без экологического обоснования — такие факты отмечены в комитетах по охране природы Хорезмской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской, Джизакской областей.
Хотя денег на экологические цели явно не хватает, экологи Госкомприроды недостаточно энергично вели работу по взысканию задолженностей предприятий по платежам за загрязнение окружающей среды, а платежи предприятий после принятий решений хозяйственными судами по экологическим искам составили лишь пятую часть от суммы задолженности.
Депутаты Комитета по вопросам окружающей среды и охраны природы определили ряд требований и рекомендаций на будущее. Среди них особо отметим развитие системы информационного обеспечения природоохранной деятельности, организацию и ведение государственных кадастров особо охраняемых природных территорий, растительного и животного мира, отходов производства, водного кадастра. Кроме того, Госкомприроде рекомендовано активнее внедрять экономические механизмы охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также совершенствовать и развивать законодательную и нормативно-методическую базу. Еще один из важных пунктов — развитие системы экологического образования. Отчитаться о выполнении этих и других пожеланий экологам предложено через год.
Наталия Шулепина.