Как уже сообщалось, в Минсельводхозе состоялся семинар по совершенствованию правовых основ в системе водного хозяйства страны в период углубления рыночных реформ. Подчеркивалось, что примерно 90 процентов воды поступает к нам из соседних государств. Из этого следует, что водой нужно распоряжаться не только по-хозяйски, но и поставить это дело на прочную правовую основу. Вот что сказал в связи с этим первый заместитель министра сельского и водного хозяйства, начальник Департамента водного хозяйства Абдурахим Джалалов:
— Проблема водопользования стоит сегодня достаточно остро, она многогранна и сложна. С ростом населения, а также с увеличением расхода удельного количества воды на человека нарастает дефицит водных ресурсов. Это лишь одна из насущных проблем, она ждет своего решения.
Узбекистан имеет очень сложную и в то же время устаревшую водную систему. Подавляющая часть инженерных гидротехнических сооружений создавалась 40-50 и более лет тому назад. Все это огромное хозяйство в большинстве случаев выработало свой ресурс, нуждается в капитальном ремонте, реконструкции или замене, в том числе оросительные каналы, водохранилища, распределители, насосные станции (через последние обеспечивается водой 50 процентов орошаемой земли).
Сегодня для выращивания сельхозкультур в республике эксплуатируются 54 водохранилища с суммарным объемом воды около 15 миллиардов кубометров. Сюда можно отнести магистральные каналы, коллекторы и все то, из чего складывается водная система страны.
Характерная особенность: гидротехнические сооружения отличаются не только сложностью своих конструкций, но и являются дорогостоящими. Выделяемых на их эксплуатацию немалых средств явно недостает для поддержания системы в удовлетворительном состоянии. Решение видится в более широком привлечении иностранных инвестиций.
Есть еще один важный момент: в последние годы значительно увеличилось количество водопотребителей в виде дехканских и фермерских хозяйств, малых сельхозпредприятий. Если в период коллективных хозяйств в республике имелось порядка 4600 водопотребителей, получавших водные ресурсы от государства, то сейчас их насчитывается более 75 тысяч. Политика государства по отношению к ним такова, что в период становления и адаптации они организованно получают воду через те хозяйства, на территории которых образовались, или при помощи ассоциаций водопользователей.
С углублением рыночных реформ разногласия между ширкатными и фермерскими хозяйствами в вопросах подачи поливной воды стали обостряться. Предполагалось, что урегулировать их смогут ассоциации водопользователей.
Здесь уместно вспомнить опыт предков, когда роль главного мираба выполнял арык-аксакал. Он распоряжался подачей воды от начала и до конца арыка или канала, потому что знал, кому, когда и сколько влаги следует отпустить.
Создавать ассоциации водопользователей стараемся аналогичным образом. Главное при этом — чтобы каждым конкретным каналом управляла одна ассоциация. Труднее навести порядок в регионах, где фермеры имеют малые площади поливных земель или когда хозяйство получает воду из двух разных источников.
Минсельводхозом выработан определенный механизм регулирования водных взаимоотношений внутри ассоциации водопользователей. Дехканские и фермерские хозяйства, имеющие от нескольких десятков до сотен гектаров земли, должны получать гарантированный объем воды в соответствии с утвержденным планом и установленным лимитом водозабора. Эти взаимоотношения должны строиться на прочной договорной основе. Водопользователь заключает договор с государственными органами, владеющими правом на водные ресурсы. При этом учитываются водообеспеченность реки, возможности источника, с которыми фермерское или дехканское хозяйство увязывает свою программу по растениеводству.
Водопользование в республике выливается сегодня в незначительные суммы, которые, кстати, включены в виде налога на землю. Фактически же на поддержку отрасли из бюджета ежегодно затрачиваются сотни миллиардов сумов. Поэтому на местах нередко возникают различные нарушения в водопользовании, что приводит к засолению, заболачиванию или эрозии земель в уже освоенной зоне земледелия. В большинстве случаев — это следствие безответственности. Наказание за нанесенный ущерб земельным или водным ресурсам сводится обычно к административным взысканиям или символическим штрафам.
Вывод напрашивается сам: пора от слов переходить к делу. В таких случаях надежнее всего действуют экономические меры.
Чтобы привести в движение эти рычаги, придется дополнять или пересматривать некоторые законодательные акты. Если мы признаем воду как ресурс, значит, нужно иметь в виду, что она имеет весьма ограниченные запасы и использовать ее следует с высоким коэффициентом отдачи — не менее 80-85 процентов. А это предполагает выработку механизма, поощряющего внедрение водосберегающих технологий, сокращение расхода поливной воды фермерскими и дехканскими хозяйствами. И здесь хорошим подспорьем может послужить мировой опыт по использованию водных ресурсов, и в первую очередь таких развитых стран, как США, Израиль, Австралия. Следует отметить, что в развитых странах взимается очень высокий налог на воду и землю с промышленных предприятий, а поступающие за это в бюджет средства направляются на развитие сельского хозяйства, так как во всем мире оно убыточно и дотируется в зависимости от возможностей того или иного государства.
Что касается наших межгосударственных отношений по использованию водных ресурсов, то они регулируются двумя основными документами. Первый был принят до образования суверенных государств Центральной Азии. Это схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов в бассейнах рек Сырдарья и Амударья. Ими определены все имеющиеся водные источники с распределением ресурсов не только по государствам, но и по отраслям. Этот документ согласован с правительствами всех пяти государств. В 1994 году на Нукусской конференции была принята декларация, в которой главы центральноазиатских республик подтвердили действие всех ранее принятых документов по регулированию и использованию водных ресурсов, в том числе принятого в Алматы в 1992 году, когда была создана межгосударственная водохозяйственная координационная комиссия пяти центральноазиатских государств. Это — Соглашение между республиками Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргстан и Туркменистан по сотрудничеству в сфере совместного управления и охраны водных ресурсов межгосударственных источников. Позже в Соглашение была включена дополнительная статья, подтверждающаранее принятые государствами обязательства.
Помимо двух главных действующих документов, ряд государств заключил отдельные соглашения без ущерба для других партнеров. Например, договор с Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном по рациональному использованию водно-энергетических ресурсов в бассейне реки Сырдарья.
Здесь невольно может возникнуть вопрос: соглашение есть, договоры подписаны, тогда почему же периодически возникают проблемы с Токтогульским и Кайракумским водохранилищами?
Но ведь соглашение — это документ, регулирующий взаимоотношения субъектов, должен быть еще механизм исполнения документа.
Ежегодные встречи специалистов на межгосударственном уровне, рамочные и другие заключаемые ими договоры как раз и являются механизмом исполнения ранее принятых соглашений.
К примеру, учитывая большую заинтересованность Кыргызстана в использовании Токтогульского каскада в ирригационном режиме, был выработан механизм получения своей доли воды ниже расположенных государств. Компромисс заключался в том, что Узбекистан и Казахстан принимают с этого каскада часть электроэнергии, частично компенсируя тем самым дополнительную потребность в воде.
Еще пример. С начала 80-х годов существует протокольное решение по распределению водных ресурсов малых рек Ферганской долины между Узбекистаном и Кыргызстаном. Требования на воду наша республика предъявляет в основном в вегетационный период. Государственная направленность на зерновую независимость, увеличение клина озимой пшеницы потребовали дополнительного расхода воды в поздне-осенний и ранне-весенний периоды. Причем в это же время сев озимых культур начинают зерноводы соседних стран. По решению данной проблемы ведутся переговоры.
В вопросах использования водных ресурсов не всегда бывает так, что если тебе понадобилась поливная вода, ее тут же подают. В поиске оптимального варианта, учитывающего интересы всех сторон, и состоит главное требование времени.
Записал
Владимир Дубов.