Домой » Апрель » ПОЛЕТЫ НА ОРБИТУ СТАНУТ ОБЩЕДОСТУПНЫ?

ПОЛЕТЫ НА ОРБИТУ СТАНУТ ОБЩЕДОСТУПНЫ?

Среди множества сувениров, которые можно запросто купить в «Спейс маркет» на космодроме мыса Канаверал в штате Флорида, я заметил весьма оригинальный. Зевающий аллигатор на фоне шаттла. Поначалу подумалось, что это просто фантазия художника. В ходе экскурсии по территории космопорта, построенного, кстати, на болотах, на самом деле увидел этих хищников — отдыхающих на траве, плавающих в озерах, а иногда выползающих на шоссе, которые ведут на стартовые позиции. На обочине — предупреждающие знаки: не ходить пешком, не выходить из машины.
Находясь на гостевых трибунах и наблюдая за стартом челнока «Индевор», на котором совершал свой дебютный полет первый узбек-космонавт Салижан Шарипов, в свете мощных прожекторов (запуск проходил глубокой ночью) обратил внимание на аллигатора. Да, он выполз на берег и, разинув пасть, провожал в путь очередной звездный экипаж…
Не будем вдаваться в подробности влияния космических стартов на окружающую среду, но отмечу, что экологическая гармония между флоридским космодромом и окрестным природным парком на берегу Атлантики — налицо.
За сорок с лишним лет с момента исторического орбитального полета Юрия Гагарина мировая космонавтика в буквальном и переносном смысле развила скорость света. Не будем пока обращаться к фактам истории последних десятилетий минувшего века. Достаточно напомнить события в ближнем и дальнем космосе на рубеже ХХ и XXI веков.
Так, обратимся к страницам декабрьского (2001 года) номера американского журнала «Сайнс» («Наука»), где помещена обширная статья — анализ снимков Марса, полученных с находящегося на его орбите космического зонда. Эти фотографии сделаны были в течение марсианского года, что соответствует земному периоду в течение 1999-2001 годов. По мнению американских ученых, двух тезок — Майклов Каплингера и Малина, обширные поля двуокиси углерода на марсианских полюсах постепенно эродируют, что дает основание предполагать — климат Красной планеты теплеет, а ее атмосфера становится более плотной. По мнению экспертов, такая эволюция может привести к тому, что на Марсе вновь появится вода, и на ледяной планете можно будет ходить «с закатанными рукавами».
А тем временем на казахстанском космодроме Байконур, который арендуется Россией, идет подготовка к запуску межпланетного аппарата «Марс-Экспресс», запланированного на лето будущего года. Согласно сообщению журнала «Спейс ньюс», этот первый европейский автоматический зонд, состоящий из орбитального отсека и спускаемого отсека «Бигль-2», намечается запустить российским ракетоносителем «Союз-У» с разгонным блоком «Фрегат». На орбитальном блоке установят научную аппаратуру для дистанционного зондирования атмосферы Марса и его поверхности, для поиска там воды и признаков жизни. «Биглю-2» ставится основная задача поиска доказательств того, что, образно говоря, «и на Марсе будут яблони цвести». По данным американского НАСА, первая экспедиция международного экипажа на Красную планету заложена в перспективную программу пилотируемой космонавтики на 2010-2012 годы. Значит, уже сегодняшние десятиклассники имеют шанс претендовать в марсианскую группу из нескольких интернациональных экипажей, где предположительно будут представители стран Америки, Европы и Азии.
Однако вернемся к сегодняшним космическим реалиям.
В конце марта Китай с космодрома на северо-западе страны запустил третий по счету беспилотный орбитальный корабль. Согласно сообщению пекинского радио, на его борту находились датчики, которые определят, сможет ли в будущем такой модуль вывести первых китайских космонавтов на орбиту. После этой миссии КНР будет готова запустить пилотируемый космический корабль с экипажем, два из которых уже прошли общекосмическую подготовку в подмосковном Звездном городке. Любопытно, что космическая программа КНР предполагает отправку своих граждан на Луну в ближайшие 10 лет.
Побывавший не так давно в Ташкенте российский космонавт, полковник Салижан Шарипов в качестве почетного гостя на праздновании десятилетнего юбилея НАК «Узбекистон хаво йуллари» поведал, что он интенсивно тренируется в Хьюстоне как командир дублирующего интернационального экипажа очередной экспедиции на Международную космическую станцию (МКС). В случае старта в апреле основной группы Салижану предстоит сменить этот экипаж на МКС уже нынешней осенью.
В ходе импровизированной пресс-конференции с узбекскими авиаторами и журналистами С. Шарипов рассказал много интересного. Например, о том, что нынешний челнок «Атлантис» везет на орбиту центральную часть фермы-платформы, где намечается смонтировать космические рельсы — что-то наподобие земных железнодорожных путей. Иначе говоря, между разными агрегатами МКС в течение двух лет должна появиться 100-метровая эстакада с тележкой весом около тонны, мощностью в одну лошадиную силу (по земным расчетам, но с учетом невесомости). Скорость мобильного транспортера составит 2,5 сантиметра в секунду. Причем он оснащен манипулятором, который с помощью компьютера может управлять погрузкой грузов, посадкой и высадкой астронавтов и космонавтов. Словом, им предстоит стать одновременно монтажниками, сварщиками и железнодорожниками на орбите высотой 396-410 километров.
Из уст Салижана Шарипова мы услышали еще об одной примечательной новости. В конце апреля на МКС с Байконура стартует российско-итальянско-южно-африканский экипаж. В ходе десятидневной экспедиции он займется различными технологическими и научными экспериментами. В качестве туриста и ассистента-исследователя на орбиту летит бизнесмен из ЮАР с космической фамилией — Марк Шаттлворд, который за путевку заплатил 25 млн долларов. Это на 5 млн больше, чем его американский предшественник Дэнис Тито, слетавший туристом летом прошлого года.
Заметим, что скоро полеты в космос станут практически общедоступными, но при определенных условиях — отменное здоровье плюс тренировочные курсы. И, конечно, если имеешь тугой кошелек. Ведь турпутевка может обойтись в 100 тысяч баксов. Об этом свидетельствует мартовская презентация макета первого корабля для космического туризма на подмосковном аэродроме в Жуковском. Заказчиком челнока «С-XXI», разрабатываемого специалистами Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) имени В. Мясищева, стала российская фирма «Суборбитальная корпорация», которая, оказывается, уже сконцентрировала под свой проект взносы более ста потенциальных претендентов из разных стран, отобранных партнерами из американской корпорации «Спейс эдвенчур» («Космическое путешествие»).
Малый шатлл «C-XXI», создаваемый на основе технологии сборки «Бурана», рассчитанный на двух туристов и на пилота-оператора, намечается запускать на высоте 17 километров с крыши самолета-исследователя «М-55-Геофизика». Далее за счет мощного ускорителя ракетный модуль, оторвавшись от носителя, в течение трех минут достигнет высоты суборбитального полета — около 101 километра. На протяжении 20 минут экипаж на своей шкуре почувствует все прелести необычного тура — перегрузки, невесомость, увидит яркие звезды на черном небе и матушку-Землю в иллюминаторе. Затем челнок самостоятельно приземлится на заданном аэродроме. Как уверяют авторы и исполнители проекта, первые полеты состоятся в ближайшие три — четыре года, а еще через пять лет может появиться флот космического туризма — из 6-7 «С-XXI». По мере расширения парка турфирмы смогут брать их во фрахт или в лизинг для чартерных рейсов. Как современные «Боинги» или аэробусы.
Когда на этот счет я задал вопрос специалистам НАК «Узбекистон хаво йуллари» и НК «Узбектуризм», то они загадочно заулыбались и сказали : «Заманчиво!». Зато немного загрустили ветеран космонавтики генерал Владимир Джанибеков, отмечающий, кстати, через месяц свое 60-летие, и 38-летний полковник Салижан Шарипов. О чем? Каждый о своем…
kosmos
Шахабутдин Зайнутдинов.