Вот уж никогда не думал, что в программе обучения будущих водителей в автошколе учитывается не только возраст, образование, подготовленность, но и пол слушателя. Ведь теория, правовой курс, Правила дорожного движения, работа в лаборатории практических занятий и на тренажере вроде бы одинаковы для всех независимо мужчина ты или женщина.
— И это действительно так, — говорит директор Республиканской автошколы Добровольного общества автомотолюбителей Узбекистана Шарип Ирназаров. — Но когда мы пересаживаем курсантов из аудитории за руль учебного автомобиля, учитываем, кто у нас на левом сиденьи — мужчина или женщина, в каком возрасте, какова их реакция на изменяющуюся обстановку во время движения по дороге. И если это женщина, то инструктор за несколько занятий старается изучить ее характер, интуицию.
Есть такое мнение, что только мужчины надежно управляют автомобилем. А статистика говорит об обратном: в соотношении с количеством выданных водительских прав у женщин больше мелких нарушений, но на их счету меньше серьезных дорожно-транспортных происшествий. Очень редко за руль садится женщина в нетрезвом состоянии. Медики утверждают, что женщины-водители более собранны и внимательны, особенно на протяженных маршрутах. Все это мы учитываем, работая с прекрасной половиной аудитории.
Да вот как раз выезжает с курсанткой наш старейший мастер Хаджиакбар Косимов. Поговорите с ним.
За рулем «Тико» Дурдона Нурмухамедова. Она выводит машину за пределы автошколы. Выжидает у обочины дороги, пока по шоссе промчится поток автомобилей, и нажимает на «газ»… Ходжиакбар Таирович чуть слышно рекомендует ей следовать во втором ряду, выдерживая дистанцию. Машину «прижимают» со всех сторон. Дурдона ведет машину хладнокровно. Ведь сегодня идет сдача экзамена по четвертой, последней теме «Вождение на дорогах с интенсивным движением». Пока днем, но впереди еще и выезд в темное время суток.
За четыре месяца вместе с другими курсантами она прошла курс теории и практики вождения, изучила двигатель.
— Вся тринадцатая группа, — говорит Хаджиакбар Таирович, — неплохо подготовлена. Из 30 человек большая часть — женщины. Работая с ними, мы учитываем их природную осторожность, эмоциональность и даже некоторую робость. Последнее особенно важно. Непомерная робость может помешать правильно оценить собственные силы и возможности, спокойно обдумать свои действия. Поэтому мы, инструкторы, стараемся привить курсанткам умение оперативно принимать правильные решения.
Почти все женщины в начале обучения, садясь в машину, судорожно схватившись за руль, упираются взглядом в переднее стекло, не видя ничего вокруг, не обращая даже внимания на зеркало заднего вида. Поэтому приучаем наших воспитанниц прежде всего поправить сиденье так, чтобы им было комфортно, чтобы видеть через заднее стекло все пространство. Предлагаем расслабить мышцы и рук, и ног. И только потом уже начинать запуск двигателя.
Во время движения ни один из мастеров практического обучения никогда не повышает голос, не делает замечаний. Только четкие указания, и то до тех пор, пока водитель сам не начнет реагировать на дорожные знаки. После завершения выезда проводим обсуждение.
Так было и в этот раз. Вернувшись в автошколу, Ходжиакбар Таирович сделал анализ поездки Дурдоны Нурмухамедовой, обратив внимание на резкую подачу машины назад. Кстати, самого нелюбимого женщинами-водителями маневра, особенно в ночное время. При заезде в «гараж» чуть не задела «ворота»…
Словом, обычный разбор «полетов», что делают все инструкторы, в частности Убай Каримов и Басит Мухамедов. Они тоже работали с курсантками из 13-й группы Хулкар Исламовой, Назимой Кадыровой, Мохибону Ходжиахмедовой и другими.
Из мастеров Ходжиакбар Таирович, пожалуй, самый опытный — он в автошколе с 1979 года. В год обучал по 20-25 человек. Начинал работать на «Волге», а потом с поступлением отечественных машин пересел за руль «Тико». Учить на нем — одно удовольствие. А вообще-то в школе принято учитывать желание будущих курсантов: на какой марке машин они будут практиковаться, какое время им удобно для занятий. Бывают дни, когда преподаватели и мастера на работе с раннего утра до ночных выездов.
Поговорите с ведущими преподавателями учебного заведения Шавкатом Хабусовым или Батыром Ахмедовым, инструкторами Хасаном Туйчиевым или Абдугафаром Ибрагимовым, и каждый из них отметит высокий уровень подготовки автолюбителей, в том числе и женщин. Они и на экзаменах в Службе безопасности дорожного движения показывают хорошие знания. Выпускницы, например, 1997 года из 11-й группы Индира Ахмедова, Ширин Тошматова, Эльвира Фишер и другие пишут в автошколу, что до сих пор ездят без дорожно-транспортных нарушений, и благодарят своих наставников.
Обычно на заключительные испытания в СБДД выпускников сопровождает заместитель директора школы Валерий Мощенко. И он считает, что их питомцы на голову выше в сравнении с другими потому, что сама автошкола стала подлинно методическим центром среди подобных учебных заведений Добровольного общества.
— Мы специально создали все условия именно столичной школе , — говорит председатель Центрального совета общества Валентин Касымов, — чтобы учить региональные кадры организации учебного процесса. Именно в ташкентской автошколе впервые были созданы в Год женщин курсы для их обучения, а также постоянно обновляется автопарк учебных машин современными отечественными, внедряется компьютерное обучение. Учебное заведение оказывает методическую и техническую помощь региональным. В том числе и в подготовке женщин-водителей. До семи тысяч человек ежегодно покидают стены автошкол. И почти половина — представительницы прекрасного пола. Сегодня умение управлять автомобилем они считают неотъемлемой частью своей жизни.
Борис Палацкий.
Корр. «Правды Востока».