Домой » Декабрь » ПРАВОВАЯ ОСНОВА НАШЕЙ ЖИЗНИ И ПРОГРЕССА

ПРАВОВАЯ ОСНОВА НАШЕЙ ЖИЗНИ И ПРОГРЕССА

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ИСЛАМА КАРИМОВА НА ТОРЖЕСТВЕННОМ СОБРАНИИ, ПОСВЯЩЕННОМ ДЕСЯТИЛЕТИЮ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Ассалому алейкум, уважаемые друзья! Дорогие соотечественники!
Прежде всего разрешите искренне поздравить вас и в вашем лице весь наш народ с замечательным праздником — 10-летием Конституции — правовой основы нашей жизни.
Можно много говорить и размышлять о содержании, значении и сущности Конституции в строительстве новой жизни, нового правового государства и справедливого общества в нашей стране.
Сегодня в докладе Председателя Конституционного суда Буритоша Мустафоева также были высказаны содержательные мысли и суждения об огромном значении Конституции в достижении наших благородных целей.
Пользуясь случаем, я хочу обратить ваше внимание, уважаемые участники собрания, больше к другому вопросу — это претворение в жизнь законов, принимаемых на основе Конституции, а также и на многие проблемы, связанные с этим важным вопросом.
Мы должны признать, что в настоящее время для нас самыми актуальными вопросами остаются обеспечение приоритета закона во всех сферах жизни, скорейший отказ от старого мышления, а в целом от догматических взглядов, прежде всего выдвижение на первый план прав и свобод человека и организация работы на этой основе, резкое ускорение этих процессов.
Иначе говоря, какие бы законы, всесторонне, глубоко и тщательно проработанные, основанные на высоких стандартах, мы ни принимали, если их нормы и требования не проявляют своей силы на практике — вся наша работа в этом направлении не будет иметь должного эффекта. И такие случаи будут причиной естественных и справедливых претензий граждан.
Конечно, нелегко найти ответ на такие вопросы, скажем, почему требования законодательных норм — одни, а большинство случаев и примеров в жизни — другие.
В подобных ситуациях проявляются и такие настроения, что закон законом, а в жизни правда чаще на стороне должностных лиц, их слова часто становятся незыблемыми.
И когда люди сталкиваются с такими случаями, я думаю, они невольно с горечью вспоминают поговорку о том, что «спор с начальником — игра с огнем».
И это тоже горькая правда нашей жизни.
Когда мы строим правовое государство, основанное на законодательстве, нам нужно не избегать, не отворачиваться от таких случаев, а наоборот, добираться до корней их причин и находить верное решение.
Это наш общий долг, и прежде всего — ответственных руководителей законодательных и исполнительных органов и организаций.
Такого рода ситуации могут возникнуть не только у нас — в стране, которая встала на путь независимого развития недавно, и Конституции, которой всего десять лет, но и в самых развитых странах.
Однако, вне всякого сомнения, именно для нас в настоящее время этот вопрос становится одним из самых актуальных и решающих для определения больших перспектив, укрепления веры народа в будущее.
Принятие законов, отвечающих современным требованиям, учитывающих глубокие интересы и истинные устремления народа и страны, это — одно.
Вместе с тем мы все хорошо понимаем, когда видишь, что законы работают, находят свое воплощение, то это создает у людей совершенно другое настроение и вызывает удовлетворение.
Если говорить о решении этих проблем, то на что необходимо прежде всего обратить особое внимание?
Наряду со многими вопросами и направлениями хотелось бы вкратце остановиться на самых важных из них:
Во-первых, для полного воплощения в жизнь нашей Конституции мы должны принять еще множество новых законов, отвечающих современным требованиям.
Мы много думаем о букве, значении и содержании законов, но забываем об актах, которые имеют важное значение в законодательстве для выполнения определенных ими требований и являются необходимыми для внедрения данного закона, повышения ответственности в этом вопросе.
Поэтому трудно ответить на вопрос: какой процент наших законов находит полное воплощение в жизни, а какие внедряются с определенными сложностями.
Во-вторых, для достижения приоритета закона в жизни нашего общества необходимо обеспечение подлинной независимости трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной.
Лишь только в этом случае в ветвях власти в прямом смысле слова наступит равновесие, проще говоря, не будут нарушаться нормы справедливости.
Прежде всего мы должны достигнуть независимости судебной власти, судебных органов и равного их отношения ко всем -независимо от того, просто ли это гражданин или же должностное лицо и в любой ситуации обеспечить приоритет закона.
В-третьих, необходимо еще более повысить ответственность исполнительной власти и органов, будь то хокимият или министерство, в целом всех должностных лиц за выполнение возложенных на них задач.
Это требование имеет отношение прежде всего к административным, правоохранительным органам и организациям.
В-четвертых, необходимо повысить роль и значение негосударственных и общественных организаций, органов самоуправления и гражданских институтов, усилить их общественный контроль над государственными органами.
В этом направлении мы в настоящее время делаем лишь первые шаги.
В-пятых, нужно повысить политический и социальный уровень знаний, а также активность общественности, населения.
Думаю, что этот вопрос нужно рассматривать, как вопрос первостепенной важности.

Каждый человек должен бороться за свои права. Для каждого человека вера и убеждения не должны оставаться просто пустыми словами, а наоборот, если они для него имеют глубокий смысл, беспокоят его совесть и побуждают к постоянным размышлениям, то такой гражданин обязан жить заботами об окружающих его людях, махалле, народе и стране.
Необходимо, чтобы каждый из нас полностью освободился от апатии, равнодушия, от слабости духа, выражающегося в словах «ты не тронь меня — я не трону тебя».
Чем больше в обществе будет таких людей, чем сильнее будет такое чувство, прежде всего у вступающей в жизнь молодежи, если подобные взгляды станут неразрывной частью их образа жизни, тем быстрее мы достигнем намеченных целей.
Еще одна важная сторона этого вопроса — чем быстрее найдут свое место в обществе мыслящие и живущие таким образом люди, особенно молодежь, вне всякого сомнения, среди чиновников не останется места для малограмотных людей, не признающих нашу Конституцию и законы, ставящих свои личные интересы выше интересов государства и народа.
Само собой разумеется, раз мы желаем построить справедливое и процветающее общество, нашим повседневным образом жизни должны стать глубокое изучение и полное соблюдение Конституции и законов, принятых на ее основе.
Дорогие соотечественники!
Всем вам известно, что ровно год назад в этом зале мы объявили 2002 год Годом защиты интересов старшего поколения.
Думаю, наша общественность хорошо знает, что основной целью объявления года под таким названием, было последовательное продолжение нашей политики, направленной на повышение благосостояния страны и народа при соблюдении его вековых традиций, еще большее ее укрепление практическими делами.
Проще говоря, в основе проводимой нами государственной политики, государственной системы, нового общества, которые мы строим, утверждающихся в жизни гуманных ценностей прежде всего была воплощена такая благородная цель, как почитание людей, которые, думая о великом будущем Узбекистана, на протяжении многих лет вносили свой вклад в это важное дело, заложили его фундамент.
В этом смысле объявленные ранее Год интересов человека или Год семьи, Год женщин, Год здорового поколения или Год матери и ребенка, или же нынешний Год защиты интересов старшего поколения логически, неразрывно связаны между собой.
Все мы — от простого гражданина до людей, занимающих высокие посты, являемся свидетелями того, что во всех сферах жизни дают свои результаты практические дела по выполнению государством и обществом основных задач нашей общественной жизни, поиску и использованию возможностей и средств для реализации программ, направленных на улучшение жизни людей.
Если именно под таким углом посмотреть на уходящий 2002 год, проанализировать его практические результаты, без сомнения, мы убедимся в том, что программа, принятая в рамках Года защиты интересов старшего поколения, оставила глубокий след в жизни не только наших уважаемых ветеранов, почтенных отцов и матерей, но и в жизни всего общества.
Сегодня я не ставил целью дать подробный отчет об этом. Поскольку представители соответствующих организаций представят свой отчет по выполнению программы через печать, радио и телевидение, на сходах граждан и махалли.
Я хочу привести лишь некоторые примеры в этом плане.
Насколько масштабными были дела в этом направлении показывает лишь тот факт, что в целях материальной поддержки пожилых людей в текущем году прежде всего были справедливо пересмотрены размеры пенсий, их объем увеличен в 1,3 раза. Для предоставления дополнительных льгот пенсионерам только Пенсионным фондом было выделено 39 миллиардов 600 миллионов сумов.
Уместно отметить также осуществление целого ряда мер по совершенствованию системы социальной защиты пожилых людей, улучшению оказания им медицинских, санаторно-курортных, коммунально-бытовых и транспортных услуг.
В этой связи необходимо особо отметить, что около двух миллионов пожилых людей прошли диспансеризацию и медосмотр, более 30 тысяч почтенных аксакалов и матерей получили бесплатное лечение в санаториях и здравницах.
Говоря об этом, следует упомянуть о том, что во всех областях организованы филиалы научно-производственного предприятия «Ортопедической реабилитации». Последовательно продолжаются работы по обеспечению нуждающихся в помощи, пожилых инвалидов специальными колясками, слуховыми аппаратами и другими необходимыми средствами.
Наряду с этим уместно отметить, что в нынешнем году в Республике Каракалпакстан построен санаторий-профилакторий «Тахиатош», здравница «Косонсой» для ветеранов войны и труда — в Наманганской области, «Дом милосердия» — в городе Янгиере Сырдарьинской области.
О значимости проделанной работы, конечно, также свидетельствует и то, что за прошедший период текущего года инвалидам и пожилым людям, оставшимся без кормильца, оказана материальная помощь в размере 1 миллиарда 340 миллионов сумов, а это в три раза больше намеченного.
Достойно особого внимания и то, что помимо этого, за счет государства отремонтированы дома 900 одиноких пожилых людей. Выделяется предусмотренная государственной программой льготная помощь 11 тысячам 700 одиноким престарелым, им оказывают услуги более 3 тысяч медсестер. Активисты общественного движения молодежи «Камолот» взяли шефство и оказывают регулярную помощь 3 тысячам 700 ветеранам.
И наверное, нет необходимости еще раз говорить о нравственной стороне вопроса, то есть о все более возрастающем внимании и заботе о наших пожилых людях в семье, махалле, в общественных местах, на различных торжествах, и то, что они всегда почитаются всеми.
Пользуясь случаем, думаю, будет справедливым, если мы выразим свою благодарность внесшим свой вклад в это благородное дело великодушным и щедрым людям, представителям различных благотворительных организаций, пожелаем им добра и благополучия, крепкого здоровья.
Дело в том, что никто не принуждает их делать это. Меня безгранично радуют происходящие в нашем обществе подобные позитивные преобразования, все более укрепляющиеся чувства доброты и милосердия между людьми.
Несомненно, внимание к нашим почтенным пожилым отцам и матерям, работа в этом направлении не ограничится только лишь этим годом, а будет последовательно продолжаться на новом этапе, в новой форме.
Ибо все мы навечно в долгу перед нашим старшим поколением, которое взрастило и взлелеяло нас, своим трудом вносит большой вклад в наше общее дело. Почитать их — это наш кровный долг, и обязанность каждого из нас.
Уважаемые друзья!
Несмотря на все радости и невзгоды, заботы и хлопоты, жизнь продолжается.
Вот скоро уже наступит и Новый год. Верим, что он будет для нас добрым и щедрым, Всевышний и в этом году благословит нас, ниспошлет мир и спокойствие, счастье нашим семьям.
Еще раз хотел бы повторить то, о чем я не раз говорил: если мы будем жить с чистыми и праведными помыслами и всегда хранить в своей душе Аллаха, будем просить его, я уверен, что Всевышний будет милосердным к нам.
Учитывая мнения и пожелания нашего народа, который с такими надеждами ожидает новый год и желает, чтобы он был счастливым, щедрым и изобильным, у меня есть одно предложение: объявить наступающий 2003 год Годом махалли.
Дорогие соотечественники!
Если смотреть шире на эту тему, то возникает ествественный вопрос: почему именно такое название мы даем новому году?
Прежде всего, надо сказать, когда мы говорим «махалля» , представляем себе не только красивые и благоустроенные улицы и массивы, но также и очаг, где царят мир и спокойствие, взаимное уважение и почитание, дружба и сплоченность, достаток и благосостояние.
С этой точки зрения, думаю, нет необходимости излишне говорить о такой уникальной системе, как махалля.
Ибо все мы видим, что в жизни всякого человека, каждой семьи, в государственном и общественном управлении, в сплочении людей, укреплении правопорядка в местах проживания, во внедрении системы самоуправления, с каждым днем все более повышается роль и значимость махалли.
Если в нашей жизни статус махалли будет высоким, и его правовые основы будут всесторонне укрепляться и развиваться, если мы усилим этот институт как неотъемлемую часть политической, экономической и духовной жизни нашего общества в качестве первичной системы управления, если мы создадим все материально-финансовые условия для этого, думаю, что это станет большим шагом на пути достижения поставленных перед нами высоких целей.
Многие хорошо знают, что есть глубокий смысл в пословице «Махалля тебе и отец, и мать».
Если мы не на словах, а на деле намерены реализовать истинный смысл этого выражения, то всем, кто проживает в махалле — будь то вдова или инвалид, неблагополучная семья, или одинокий престарелый человек — всем им мы должны оказать не только материальную помощь, но прежде всего проявить к ним внимание и заботу.
Если махаллинские аксакалы и активисты не обойдут вниманием нуждающихся в помощи и поддержке людей, и в целях их защиты будут беспокоить государственные учреждения, должностных лиц, находить соответствующую помощь и средства, если еще более усилят эффективность сегодняшней работы, то есть если махалля в прямом смысле слова будет выполнять роль вторых родителей, тогда, несомненно, мы достигнем многого и заслужим благодарность людей.
Однако все мы должны осознать, что в этом вопросе не все зависит только от сегодняшней системы махалли, ее активистов и организаторов.
Для этого каждый из нас должен думать и серьезно работать над дальнейшим усилением государственной поддержки, предоставлении махалле соответствующих юридических полномочий, пересмотром ее устава, расширением ее возможностей, прежде всего укреплением материальной базы махалли.
Не будет ошибкой сказать, что актуальным является вопрос налаживания на официальной, то есть правовой основе, связей махалли с районными и городскими хокимиятами, административными и правозащитными органами, с общественными, негосударственными, политическими организациями, а также решение всех имеющихся в этом направлении проблем в законном порядке.
Ибо если не будут решены эти вопросы, мы не можем требовать многого от махалли.
Надо признать, что сегодня мы на махаллю возлагаем множество задач. Поэтому, думаю, настало время с законодательной точки зрения конкретно определить, в каких вопросах ответственна власть, а в каких — махалля.
В связи с Годом махалли будет приниматься специальная государственная программа, правительству будут даны соответствующие поручения по их выполнению.
Говоря о махалле, хотел бы обратить ваше внимание на еще один вопрос.
Есть такая особая часть нашей жизни, которую нельзя ограничить, обозначить каким-либо законом или официальным документом.
Она непосредственно связана с духовностью, идеологическим сознанием и мышлением людей.
В частности, взаимные отношения людей, их семейные, соседские, родственные отношения — все это своеобразный и таинственный мир, и требует весьма осторожного и деликатного подхода.
Такие отношения нельзя определить официальными порядками, законами и указами.
На Востоке, в исламской философии можно заметить, насколько важны, значимы доброта и милосердие в проживании людей в махаллях — общинах, в сохранении мира и спокойствия в обществе.
Говоря о значении и роли махалли, думаю, нет подобного института, который глубоко и чутко воспринимает духовный мир человека, семьи, и способна, не вторгаясь в этот мир, деликатно воздействовать на его формирование.
Дорогие соотечественники!
Пользуясь случаем, хотел бы остановиться на присущих нашему народу ценностях, занимающих важное место в нашей жизни и влияющих на нее.
Под словом «ценность» мы понимаем традиции и обычаи, которые формировались в течение тысячелетий, заняли прочное место в жизни людей, в их внутреннем мире. И хотя они не отражены в каком-либо официальном документе, все следуют им, они впитались в кровь и плоть людей.
Иначе говоря, пока существует человечество, существует нация, вместе с ним живут присущие ей черты, которые в течение столетий стали священными и выражают самобытность этого народа.
Естественно, необходимо хранить, беречь благородные ценности наших предков, добрые традиции и обычаи, преумножающие гордость и славу нашего народа, и в качестве бесценного богатства донести их до будущих поколений. По этому вопросу ни у кого нет и не может быть никаких сомнений.
Нет необходимости долго говорить о работе, проводимой в последние годы по восстановлению и возвеличиванию этих ценностей, благоустройству святынь наших великих предков, изучению их наследия.
Ибо без этого мы не можем представить свое великое будущее: насколько глубоки корни, история нашей нации, настолько велико ее будущее.
Однако в жизни есть такие традиции и устаревшие обряды, которые нельзя причислять к вековым ценностям нашей нации и народа.
О чем идет речь?
Речь идет прежде всего о негативных явлениях, все более вторгающихся в нашу жизнь под маской традиций и обычаев, превращающих свадьбы и обряды в пышные торжества, застолья и тем самым дискредитирующих наши национальные ценности.
В основе этого явления можно увидеть такие пороки и пережитки прошлого, присущие некоторым нашим людям, как тщеславие, помпезность, стремление выделиться, и откровенно нужно сказать, желание праздно сорить деньгами, добытыми без труда, нечестными путями.
Как бы ни было горько, сегодня нельзя не говорить об этом.
Несомненно, нам откровенно нужно сказать и о том, что есть определенные лица, которые возглавляют организацию таких пышных торжеств, выдумывают все новые мероприятия, и за счет этого преследуют какие-то свои интересы, и они стали своего рода профессионалами в таком деле.
Конечно, мы не в первый раз говорим об этом. На эту тему с горечью ведут разговор общественность, пресса, радио и телевидение, активисты комитетов женщин, почтенные аксакалы.
Поражаешься тому, что все прекрасно знают — такие, уму непостижимые пышные торжества ложатся тяжелым бременем на каждую семью, родителей.
Ведь от этого, в основном, страдают многодетные семьи. В итоге они обрастают долгами, и чтобы выплатить их, работают, не разгибая спины.
Есть у меня один старый знакомый. Иногда мы видимся, созваниваемся. Еще не освободившись и не передохнув от забот, связанных со свадьбами четырех-пяти детей, он снова готовится к очередному торжеству. Оказывается, теперь ему нужно устроить «бешик-той» для внуков.
Если завести беседу обо всем этом с людьми, то они вам скажут, что делать, это узбекский обычай, мол, дело чести.
Есть у нас в народе такое выражение «не хуже других».
А ведь правильно было бы понимать эту фразу прежде всего, как жить в согласии с коллективом, махаллей, соседями, не быть белой вороной среди них, поступать всегда по совести.
Я думаю, что это — очень благородное понятие.
Ибо оно сформировалось на протяжении веков и обозначает благородные правила — не оставлять людей в беде в трудный час испытаний, проявлять к ним сострадание, вместе делить заботы, тревоги и радости, вместе бороться против всех напастей и бед.
Поэтому это понятие мы должны вселить в души, довести до сознания молодежи, наших подрастающих детей, превратить его в действие, выражающее сплоченность народа, и это придаст нам могущество.
Однако трудно понять людей, которые извратили такое благородное понятие и, увлекшись фальшивыми, противоречащими здравому смыслу обычаями, проводят свадьбы и другие торжества, не соответствующие своей природе, возможностям и доходам, и наносящие себе большой ущерб.
Если мы серьезно задумаемся об этом, обратимся к истории, осознаем суть истинных ценностей, то станет очевидным то, что все эти излишества ложатся на плечи людей тяжелым грузом, точнее говоря, постоянным бременем.
Если бы мы потратили часть средств, предназначенных для свадьбы, на истинные нужды молодых, облегчение домашних забот, на здоровье, воспитание и образование детей, одним словом, на цели, соответствующие современному образу жизни, то это было бы самым рациональным и благим делом.
Что касается религиозных обрядов и обычаев, то я далек от мысли делать какое-либо окончательное заключение на этот счет.
Об этом должны выразить свое мнение и вести широкую разъяснительную работу прежде всего религиозные деятели и организации.
Конечно, в этом отношении они ведут определенную работу, но нужно ее усилить.
Я хочу лишь только напомнить, что ни в одной священной книге не сказано, что следует превращать религиозный обряд в пышное застолье, это совершенно противоречит канонам нашей исламской религии.
Дорогие друзья, если вы помните, три-четыре года назад мы принимали специальное постановление по этом вопросу.
В нем говорилось, что допускаются излишества и расточительство при проведении свадеб, семейных торжеств, мероприятий, посвященных памяти покойных, что не учитывается положение живущих рядом людей, намечались также конкретные меры по данному вопросу.
После опубликования этого постановления проведение торжеств и других мероприятий на местах вроде бы упорядочилось. Однако, к сожалению, эта работа снова осталась вне поля зрения.
У меня такое предложение — пусть сначала сход граждан и комитеты женщин изучат обстановку на месте и дадут свои предложения и рекомендации по этому поводу.
Учитывая эти предложения и рекомендации, если необходимо, мы примем новое постановление. Будет весьма целесообразным предусмотреть в нем практические и действенные меры, вести работу в этом направлении, опираясь на силу общественности.
Я уверен — у нас есть и силы, и возможности разумно решить эту проблему с помощью здравомыслия и векового опыта нашего народа, много повидавших на своем веку аксакалов, твердой решимости матерей и сестер, активистов махалли, широкой общественности.
Уважаемые друзья!
Пользуясь случаем, я еще раз поздравляю вас с праздником 10-летия нашей Конституции.
Вместе с тем, от всего сердца поздравляю вас, и в вашем лице всех соотечественников со священным Рамадан-хайитом, который наряду со всеми мусульманами мира с большой радостью встречает и наш народ.
Всем вам желаю здоровья, счастья и удачи, мира и согласия, благополучия и достатка в ваших домах.