Все меньше и меньше становится пассажиров, которые вылетают из Самарканда в Ташкент и обратно. В этом есть, конечно, свои как объективные, так и субъективные причины. Во-первых, областной центр расположен вблизи столицы республики, и если билет на самолет пассажиру обходится почти в 14 тысяч сумов, то на автомобиле он может доехать за пять тысяч. Во-вторых, когда пять-шесть лет назад намечалась реконструкция аэропорта и взлетно-посадочной полосы, то рассчитывали на приток туристов и бизнесменов. К сожалению, прогноз оправдался лишь отчасти, в этом есть доля вины туристских фирм и местных организаций. Ну а после известных событий 11 сентября в США поток туристов почти иссяк. А ведь в ту же реконструкцию были вложены огромные средства, которые нелегким бременем легли на плечи национальной авиакомпании. Время выплаты кредитов еще не подошло, но оно не за горами. Как же выправить создавшееся положение?
— Здесь есть несколько путей, — комментирует ситуацию первый заместитель директора аэропорта по коммерческой деятельности Фазлитдин Ширинов. — Первый: увеличить количество рейсов в страны СНГ. Введена вторая частота на Москву, начались полеты в Симферополь (раз в две недели) и еженедельно в Казань через Фергану. В настоящее время общее количество пассажиров, отправляемых в страны СНГ, составляет 70 процентов. Второй путь — это развитие международных связей.
В этом отношении опыт у нас имеется. В предыдущие годы в Самарканде приземлялись самолеты с туристами из Лондона, Осаки и Нагои. Было выполнено несколько рейсов в Тель-Авив. Обнадеживающий момент — открытие регулярного рейса в Стамбул. Есть также наметки использовать самаркандский порт в качестве транзитного при полетах пассажиров из Амритсара в Лондон, Манчестер и обратно.
Третий путь — развитие международного туризма. Но здесь необходимы большие усилия со стороны областного отделения «Узбектуризма», турфирм и областного хокимията, т. е. нужны относительно недорогие — от трех до четырнадцати дней — туры не только с посещением исторических мест, но и отдыхом, культурной программой и т. д. В Самаркандской области таких мест много. Недавно здесь побывали работники телевидения из Москвы. Они были приятно удивлены: «Зачем туристы стремятся попасть в Бангкок, когда можно не хуже, если не лучше, отдохнуть в Узбекистане!»
По данным заместителя начальника финансово-экономической службы Султана Курбанова, за первые пять месяцев было отправлено около шести с половиной тысяч пассажиров, что составляет лишь 80 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Ниже показатели по отправке груза, багажа. Единственный положительный результат — отправка пассажиров в страны СНГ (200 процентов). Первые рейсы на Казань показали высокий уровень загрузки, мало того, не все желающие могли улететь. Вывод один — сделать этот рейс прямым, минуя Фергану.
Во всех службах аэропорта деятельно готовились к открытию международных рейсов на Стамбул и Казань, второй частоты в Москву. Укреплена производственно-диспетчерская служба аэронавигационого обеспечения полетов, которую возглавляет Анвар Сабиров.
Успешно справляются с работой на новом современном оборудовании диспетчеры Тимур Чведко, Хусейн Шарипов, Нарбек Зиятуллаев, Фархад Мурадов, Адыл Ходжаев, старший диспетчер Миркамил Махмудов, руководители полетов Вячеслав Шанк, Владимир Бочков. В службе организации перевозок, которую возглавляет Закир Бабаджанов, разделили поток пассажиров на вылет и прилет, а в ЧПКФ «Авиатика» расширили ассортимент питания для экипажей, пассажиров первого и бизнес-класса, по заявкам могут оперативно подготовить и питание для вегетарианцев.
Сегодня международный самаркандский порт по уровню оперативного обслуживания воздушных судов западного производства, пассажиров в воздухе и на земле отвечает самым высоким требованиям.
Виктор Луков.
Наш общ. корр.