Темой очередного исследования группы фискальной политики Центра экономических исследований при службе советника Президента по вопросам социально-экономической политики стало влияние роли ресурсных налогов на деятельность хозяйствующих субъектов. Основные положения доклада опубликованы в специальном издании центра — журнале «Экономическое обозрение».
В предлагаемой беседе с автором статьи, координатором группы фискальной политики Викторией Аношкиной мы постарались в доступной форме изложить роль, функции и цели налогообложения ресурсов и имущества.
— Виктория Александровна, ресурсные налоги взаимосвязаны с минерально-сырьевым потенциалом для экономики страны. И здесь существует два варианта: либо под легким парусом действующей системы налогообложения экономический корабль может плавно войти в международный рынок. Возможен и другой вариант, когда действующая в государстве система налогов прочно «сажает» судно на якорь. Давайте с этих позиций рассматривать действующую в мире и Узбекистане систему налогообложения ресурсов и имущества.
— Речь идет о пяти видах налогов — на землю, воду, недра, экологическом и налоге на имущество. В формировании доходов государственного бюджета республики доля этой налоговой группы относительно невелика — с 1997 года она колеблется от 9,7 до 10,8 процента. Однако особый вес и значимость данной категории налогов придает то, что они могут представлять гибкий инструмент для эффективного и рационального использования имеющихся в стране природных ресурсов. В условиях роста народонаселения и возрастающих общественных потребностей это имеет немаловажное значение.
Небольшой ликбез: в основе ресурсных налогов, связанных с земле- и недропользованием, лежит такое понятие, как рента. Самое простое и доступное толкование ренты дает словарь Ожегова. Это не что иное, как доход с капитала, имущества или земли, не требующий от получателя предпринимательской деятельности. И возникает рента в тех отраслях, где земля выступает формой основного капитала (сельское и лесное хозяйство, строительство, добывающая и горная промышленность).
Платность пользования природными ресурсами в стране с 1992 года регулируется Законом Республики Узбекистан «Об охране природы».
Одним из важнейших природных ресурсов является земля. Земельный налог был введен в республике в 1994 году. Вначале данный налог имел ограниченную сферу применения, им облагались только несельскохозяйственные земли. С 1995 года земельный налог был распространен на земли сельскохозяйственного назначения, и его плательщиками стали сельхозпредприятия.
В 1999 году в республике был введен единый земельный налог, который заменил для сельхозтоваропроизводителей все ранее действующие налоги.
В общих затратах практически во всех хозяйствах единый налог составляет небольшую долю (2,2 — 4 процента). Незначительно различается удельный вес единого налога и в валовом доходе. Существенное различие наблюдается в источниках его выплаты. В прибыльных хозяйствах это, естественно, прибыль. Сложнее приходится бесприбыльным ширкатам и фермерам. У них единый налог взимается инкассовыми поручениями налоговых органов по мере поступления средств на расчетные счета.
В настоящее время земельный налог занимает наибольший удельный вес в общих поступлениях ресурсных налогов в госбюджет республики — более 30 процентов. Свыше 86 процентов приходится на юридические и без малого 14 процентов — на физические лица.
Но фактические его поступления значительно ниже потенциальных возможностей. Основными причинами являются достаточно широкая система льгот и недопоступления.
— Но ведь плательщиками земельного налога выступают не только сельхозпроизводители, но и, скажем, отрасли ТЭК — та же нефтегазовая сфера.
— И не только земельного. В соответствии с действующим законодательством они платят и другие ресурсные налоги — налог на недра, плату за воду, экологический налог и платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду. В целом же подразделения национальной холдинговой компании «Узбекнефтегаз» обеспечивают значительную сумму поступлений этих налогов в бюджет. Более 90 процентов ресурсных платежей компании приходится на добычу нефти, газа и конденсата, их переработку и транспортировку.
Наряду с налогом на недра, к рентным платежам можно отнести акцизы. В Узбекистане их роль в недропользовании существенно отличается от мировой практики. Если в большинстве стран акцизами облагаются лишь продукты переработки углеводородного сырья (нефтепродукты, бензин и т.д.), то в республике база акцизного обложения шире. Она распространяется на сырую нефть, газ и продукты их переработки.
— Хотелось бы в беседе более подробно коснуться налога на имущество. Этот вопрос, думается, интересует сегодня многих.
— Налог на имущество (основные фонды) также «привязан» к ресурсным.
Что касается налогообложения имущества, прежде всего недвижимости, то оно общепринято во всем мире. Налог на недвижимость (имущество) существует приблизительно в 130 странах, но значимость его различна. Во многих государствах поступления от данного источника составляют до 7-10 процентов от общих налоговых поступлений. В США эта цифра приближается к 9 процентам, а в некоторых англоязычных странах процент поступлений в бюджеты за счет данного источника еще выше.
В мировой практике налог на недвижимость взимается с недвижимого имущества, в которое входят земельные участки и расположенные на них здания и сооружения. Активная же часть основных фондов — машины, оборудование и оборотные средства — не попадают под обложение этим налогом. Это позволяет стимулировать инвестиционные процессы за счет вложения средств в оборудование и развитие передовых технологий.
В Узбекистане, как и в большинстве стран СНГ, налог на имущество имеет свои специфические особенности. Они обусловлены существовавшей во времена плановой экономики платой за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, введенной в конце 70-х годов. Плата за фонды включала здания, сооружения, машины и оборудование. При введении налога на имущество в постсоветский период была сохранена та же налогооблагаемая база. Им стали облагаться в том числе машины, оборудование, запасы.
С момента введения в 1992 году его ставка увеличилась с 0,5 до 5 процентов в 2001 году.
Налог на имущество распространяется и на физических лиц, являясь инструментом не только налоговой, но и социальной политики.
На протяжении последних пяти лет менялось соотношение поступлений данного налога между юридическими и физическими лицами. Если в 1996 году на долю последних приходилось лишь 10 процентов поступлений, то в 2000 году — 21,1, что явилось результатом изменения ставки и переоценки объекта налогообложения (стоимости жилья).
— Оправдывает ли действующий сегодня в республике налог на имущество возлагаемые на него надежды?
— Вопрос упирается в переоценку основных фондов, которая, начиная с 2002 года, будет проводиться каждый год. Отсутствие до последнего времени механизма их ежегодного пересчета в условиях инфляции приводило к снижению реальной стоимости имущества и, соответственно, к сокращению поступлений в бюджет. Поэтому в республике практически ежегодно повышалась ставка налога на имущество. С января 2002 года она снижена в связи с проведенной переоценкой фондов до двух процентов.
Беседовала
Вера Рудакова.