Очень часто появление древнейших городов и государств Востока было тесно связано с берегами рек, озер, морей. Не исключением является и Пайкенд. Река Зарафшан, которую древние греки называли Политимет — Высокочтимый, дала жизнь Бухарскому оазису. Он состоит из нескольких больших и малых оазисов. Один из них, древнепайкендский (около 100 кв. км), образовался благодаря аллювиальным отложениям древних дельтовых протоков Зарафшана и Кашкадарьи, где в глубокой древности эти реки, соединяясь, вливали свои воды в Амударью.
Город Пайкенд возник в 60 км к юго-западу от Бухары, в IV-III в. до н. э. как пограничная крепость на границе с Ираном. Трасса Великого шелкового пути, проходившего здесь несколько позднее, направлялась через Хорасан в иранские города Рей и Хамадан и затем через византийскую крепость Несевию (Низиб) в Сирию и Константинополь. До завершения возведения Кампырдувала — стены, окружавшей весь Бухарский оазис, Пайкенд являлся важным оборонительным узлом в системе пограничных крепостей Бухарского Согда. Расположение на важной торговой магистрали Евразии явилось одной из важнейших причин, обусловивших превращения крепости в город. Развитие его было связано с пограничным положением сначала с Сасанидским Ираном, затем с Хорасаном и степью. Основой экономики города служила не только транзитная торговля, но и внутренний рынок, где работало много ремесленников. В ходе археологических раскопок открыты мастерские стеклодувов, керамистов, наличие бронзолитейного, химического, гончарного производства.
Современник Фирдоуси Мухаммад Наршахи сообщает, что Пайкенд древнее Бухары и приводит легенду о правлении одного из царей Пайкенда по имени Абруй. Он был очень жесток. Состоятельные жители вынуждены были переселиться в Таласскую долину и основали город Хамукат (Джамукат), на языке бухарцев Хамук — жемчуг, кат — город. Это означало «город Хамука». Хамуками бухарцы называли вельмож. Абруй начал угрожать и бухарским вельможам. Тогда дехкане (представители земельной аристократии), обратились за помощью к тюркскому кагану. Сын тюркского правителя Шер и Кишвар («Лев страны») прибыл в Пайкенд, пленил Абруя, посадил его в большой мешок, наполненный «красными осами» (шмелями), от чего он и умер. Шер и Кишвар стал править этой страной.
На протяжении шестнадцати столетий Пайкенд являлся торговым городом. О его связях с другими странами свидетельствуют обнаруженные здесь монеты танского Китая, сасанидского Ирана, медные фельсы арабского халифата времен Омеядов, Аббасидов, монеты Саманидов, городов Самарканда, Мерва, Ферганы, Аксикета. Экономический потенциал города обусловил развитие в нем культуры и наук. В словарях Якута и Самани сообщается об известных людях, главным образом законоведах, родом из Пайкенда.
В начале VII в. китайские хроники так писали о Пайкенде: «В 100 ли от Ань (Бухары), есть владение Би (Пайкенд). Оно не имеет правителя, а находится под аньской державой».
В первой половине VII в. Арабский халифат, завершив завоевание стран Ближнего и Среднего Востока, вплотную подошел к границам Мавероуннахра. В 651 г. арабы, захватив Мерв, отсюда начали совершать грабительские набеги на бухарские владения. В 54 г. х. (673 г.) вновь назначенный наместник Хорасана Убайдаллах Зияд, пишет Ат-Табари в «Истории», переправляется через Амударью. Именно он был первым, кто во главе войска начал завоевывать Мавероуннахр, начав с бухарских владений. В этом же году он завоевывает Ромитан и половину Пайкенда, принадлежащих Бухаре. В Бухаре он встретил тюрков, а с их царем была его жена Кабадж-Хатун. Только один сапожок царицы, обнаруженный арабами на поле брани, украшенный драгоценными украшениями и чулок, сотканный из золотой ткани, был оценен в 200 тыс. дирхемов (серебряная монета весом 4,15 грамма).
В 86 г. х. (704 г.) наместником Хорасана становится Кутейба бин Муслим. В 88 г. (706 г.) Кутейба переправляется через Амударью (Джейхун) и движется к Пайкенду, жители узнали об этом и укрепили город. Только сделав подкоп под крепостными стенами, арабы овладели городом. Жители Пайкенда попросили пощады, Кутейба согласился заключить мир при условии выкупа. В Пайкенде была захвачена большая добыча, подобно которой не захватывали в Хорасане: золотые и серебряные сосуды, серебряный идол весом 4 тысячи дирхемов, множество серебряных кубков общим весом 150000 золотых мискалей. Один из защитников предложил за себя выкуп, равный 1 млн дирхемов, но Кутейба отказал и велел казнить его. Затем оставив во главе города Варка Бахили, Кутейба направился к Бухаре. Пройдя с войском около 6-12 км, он получил сообщение, что жители Пайкенда восстали против арабов. Причиной возмущения жителей послужило то, что Варка Бахили взял себе обеих красивых дочерей одного жителя Пайкенда. Кутейба с войском вернулся и приказал разграбить город. — «Их кровь и их имущество я разрешаю вам считать дозволенным», — сказал он воинам.
Тогда были убиты все, кто мог сражаться, остальных жителей взяли в плен, так что не осталось людей. Город был разрушен. Жители Пайкенда — купцы — до прихода арабов отлучились по торговым делам в сторону Китая и других мест. Когда они возвратились, то выкупили у арабов находившихся в плену жен, детей, родственников и заново отстроили город. Говорили, что кроме Пайкенда не было другого города, который, будучи разрушен совершенно, так скоро был бы вновь населен теми же самыми жителями.
После восстановления города жизнь в нем продолжалась еще четыре века, выплеснувшись за пределы крепостных стен. Теперь не крепостные стены, а мощь государства обеспечивала защиту от внешнего врага. Во время правления династии Саманидов город является личным владением правящей династии и поэтому был вычеркнут из податной книги. В начале XI в. жизнь в городе замирает, вероятно, из-за недостатка воды. Караханид Арсланхан в XII в. предпринимает неудачную попытку провести к Пайкенду отдельный канал из Каракульдарьи (Зарафшана).
Археологическое исследование городища началось в 1913 г., когда Л. Зимин, востоковед, член туркестанского кружка любителей археологии, провел на нем два полевых сезона. Им были собраны и переведены на русский язык сведения о городе персидских и арабских авторов. После него в 1939-1940 гг. два года на городище работала экспедиция под руководством А. Якубовского. С 1981 г. систематические раскопки на городище проводятся совместной экспедицией Института археологии АН Республики Узабекистан и Государственным Эрмитажем (Россия). Большой вклад в изучение Пайкенда внесли А. Мухаммеджанов, Г. Семенов, Ш. Адылов, Д. Мирзаахмедов.
В плане городище состоит из нескольких разновременных частей. Наиболее древней является арк-цитадель в северо-восточном углу. Возникновение поселения на месте будущей цитадели относится, по крайне мере, к эллинистическому периоду (III-II вв. до н. э.). Оно имело собственную систему укреплений. Общая толщина крепостных стен цитадели в северно-восточном углу составляет более 30 м. В III-IV вв. башни имели бойницы характерной стреловидной формы, которые в V в. сменяют часто расположенные башни с щелевидными бойницами. На цитадели одним из самых ранних раскопанных зданий являлось, вероятно, святилище огня. В V или начале VI в. к западу от первоначального поселения крепостными стенами обносят территорию площадью 13 га. На практике это означало перерастание первоначального поселения в город, состоящий уже из двух частей: цитадели и шахристана. Цитадель из отдельного поселения превращается в резиденцию правителя и на ее территории строится дворцовое здание. Примерно через сто лет с запада пристраивается новая часть города площадью около 7 га. В конце VIII — начале IX вв. за пределами крепостных стен возникают рабады — ремесленные предместья и рабаты — военные лагеря борцов за веру.
Крепостные стены каждый раз отмечали изменение границ города. В западной части города хорошо сохранились остатки 10 башен — великолепные образцы согдийской военной архитектуры V-VI вв. Прямоугольные в плане, двухэтажные с тремя рядами прямоугольных бойниц на фасаде, они возвышаются над остатками крепостных стен.
В городе раскопан дом, который мог принадлежать зажиточному горожанину. Он состоял из парадного зала с четырьмя колоннами, хозяйственных и жилых помещений. В IX-XI вв. характер жилища изменился. Появились ванные комнаты, умывальники — ташнау и туалеты.
С началом арабского завоевания на смену согдийской культуре и языку приходит раннеисламская культура и новый язык. Коран в мечети читался по арабски, но прихожане еще не владели этим языком. Поэтому, как сообщает Наршахи, специальный человек в мечети, когда наступало время поклонов, произносил команду по-согдийски. С IX в. Пайкенд превращается в один из центров новой религии. Как известно, одним из признаков средневекового города Востока было наличие в нем соборной мечети. В Пайкенде на цитадели открыто основание минарета IX в. диаметром около 11 м, что почти на 1 м превышает размер основания знаменитого минарета Калян в Бухаре. Остатки еще одной небольшой квартальной мечети начала XI в. открыты на перекрестке двух улиц в самом городе.
При исламе в центре города возникает аптека. В ее помещениях наряду со стеклянными банками для кровопускания, чашечкой с остатками воска было найдено два документа на арабском языке: одно с перечнем имен, а другое с датой — 30 июня 790 г. Возможно, это был список пациентов и «талон» на прием. Может быть, не случайно первая аптека в Средней Азии открыта именно в Бухарском оазисе — великий энциклопедист средневекового Востока Абу Али Ибн Сино (Авиценна) был родом из селения Афшона под Бухарой.
К нововведениям, появившимся вместе с исламом, следует отнести также появление глазурованной посуды и широкое распространение стеклянных изделий. Прекрасные образцы посуды найдены во время раскопок: глазурованный горшочек с арабской благопожелательной надписью: «May everything be wholesome» — «Ешь и пей на здоровье», набор глиняных форм для изготовления штампованной посуды, бронзовые кувшинчики для благовоний, светильник с двумя носиками и туалетная коробочка с двумя крышками.
Интерьеры богатых домов украшались настенными росписями. Ислам в целом неодобрительно относился к изображениям людей и животных, поэтому к XI-XII вв. на смену изображениям живых существ все чаще приходят виртуозно выполненные орнаментальные мотивы, вырезанные на гипсовой штукатурке и раскрашенные. Изображения животных и птиц встречаются реже.
Местные жители называют развалины Пайкенда Шахри Вайрон — разрушенный город. Время и люди не пощадили его. Многолетняя кропотливая работа археологов шаг за шагом приоткрывает завесу тайны, окружавшей Пайкенд на протяжении тысячелетий.
По инициативе ученых Института археологии Академии наук Узбекистана и сотрудников Бухарского государственного архитектурно-художественного музея-заповедника здесь продолжаются поисковые, исследовательские работы при поддержке местных властей. На баланс музея-заповедника передано более двух гектаров земли. Начаты благоустроительные работы. Закончено строительство базы для археологической экспедиции, мастерской для реставраторов и здания музея «Истории Пайкенда».
Большой интерес к возобновлению археологических работ в Пайкенде проявлен и в зарубежных научных кругах.
В перспективе эту местность намечается превратить в посещаемое иностранными туристами место, построить возле городища гостиницу по образцу средневековых караван-сараев, создать молодежную базу. Главное внимание будет уделено проведению историко-археологических работ, так как Пайкенд, его многовековая история неразрывно связаны с процессом становления и развития узбекской государственности. Безусловно, предстоящие работы потребуют определенных затрат, в первую очередь финансовых.
Бухарский музей-заповедник приглашает международные и зарубежные фонды, университеты, колледжы, спонсоров, всех, кто заинтересован, к совместному сотрудничеству по археологическому и научному исследованию древнего городища Пайкенд. При участии ЮНЕСКО планируется создать международный учебный центр, зону отдыха, активного международного туризма, историко-ландшафтный музей-заповедник.
Р. Альмеев,
генеральный директор Бухарского государственного архитектурно-художественного музея-заповедника.