Считает директор ОАО «Алмалыкский автотранспортный парк» Эргаш Азизов
— На первый взгляд, дела идут хорошо, — говорит он. — И деньги есть, и настроение приподнятое. За семь месяцев текущего года при плане 292,3 миллиона сумов достигли показателя 303,7 миллиона, чистая прибыль — 1110 тысяч за счет точного выполнения графиков маршрутов, коэффициента использования парка, получения сверхплановой выручки. Обслуживаем и, кстати, недорого, 11 внутригородских, пять пригородных автобусных маршрутов, три — международных.
В чем же, однако, проблемы? Я бы обозначил три главные из них. Первая в том, что при известном повышении стоимости проезда, не от нас зависящего, мы рикошетом получили взвинчивание цен на все виды ремонта, запчасти, резину, техобслуживание. Расходы на них, как и на топливо, резко поднялись. Хочу отметить, что при практически полной изношенности наших транспортных средств и отсутствии возможности их обновления мы все же осуществляем перевозки. Но чтобы избежать аварий и не рисковать жизнью наших сограждан, львиную часть прибылей приходится затрачивать на разного рода ремонты. Хотя, образно говоря, бесконечно латать старый чапан смысла мало.
Проблема вторая. Выигрываем тендеры на свои маршруты, а у нас их рвут из-под носа частники. Владельцы «Дамасов» дублируют наши, утвержденные тендерными комиссиями, маршруты. Это соответственно бьет по доходности предприятия. Скажу больше, «технология» такой работы водителей «Дамасов» без страхового полиса для пассажира, без лицензии в других государствах преследуется законом. А у нас устроители тендерных процедур снимают с себя потом всякую ответственность. Формализм их обходится нам в копеечку.
Безмятежно ведут себя наши должники. С прошлого года за обслуживание перевозки хлопкоробов по миллиону и более нам должны хозяйства Пскентского, Букинского и Куйичирчикского районов. Решения хозсуда в нашу пользу мало что дают: в хозяйствах оголены счета, а по имущественному их цензу наши иски бесполезны, — что возьмешь с того, у кого нет имущества?
Думается, что для решения этих навязших уже в зубах проблем пора изыскать методы воздействия. Закон един для всех, и выполнять его следует таким образом, чтобы заказчик был платежеспособным, надежным партнером. Тем более что началась очередная хлопкоуборочная кампания.
И проблема третья. В течение последних четырех лет мы занимались внедрением проектов совместно с Всемирным банком реконструкции и развития. Благодаря его средствам надеемся получить в начале предстоящего года свыше 40 автобусов. Дать им рациональные маршруты, заручиться гарантиями нормальной работы устроителей тендеров — вот что немаловажно для обеспечения безопасности перевозок пассажиров.
Ждем, когда к решению наших проблем, а я думаю, что они характерны и для других автотранспортных предприятий, подключатся все, от кого это зависит. Реформировать дела на транспорте — настоятельная необходимость.
Записал
Усман Азизов.