«Индия — это поистине страна грез, эта сага о сказочной роскоши и невероятной нищете, блеске и рубищах, дворцах и лачугах. Это колыбель людской расы, место рождения человеческой речи, мать истории, бабушка легенды, прабабушка традиции. Это земля, которую все бы хотели увидеть».
Так писал об Индии посетивший эту страну в конце XIX века великий американский писатель Марк Твен. Но среди тех, кому посчастливилось побывать в Индии, вряд ли найдется человек, который бы не стремился увидеть Дели.
В мире не так много древнейших городов, завоевавших бессмертие, выдержавших испытание временем и исторические перипетии. Дели — один из них. Дели древнее Рима и был известен задолго до основания Александрии — центра эллинистической культуры, столицы Египта. Арабский путешественник Ибн Батута, совершивший в XIV веке труднейший путь от Каира до Китая, писал: «Дели — один из величайших городов Вселенной».
Это все о прошлом, а чтобы понять настоящий Дели, представьте себе Рим и Вашингтон, слившиеся в одно целое, и это будет Дели, город, чье прошлое уходит в далекие века, а настоящее бурлит красками и мощью современной столицы. Но не узкие улочки и дома старого Дели, не широкие проспекты и довольно впечатляющие небоскребы Нью-Дели поражают воображение, а дух древнего города, который всегда стоял на решающем перекрестке индийской истории, наблюдал периоды славы и разрушений и, несмотря на свою неистощимую способность поглощать многочисленные культуры, оставался самим собой.
«В Дели нам встречается и все хорошее, и все плохое, что есть в Индии, — писал великий сын индийского народа, первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру. — Этот город — могила многих империй и колыбель республики. Как огромна его история! Здесь традиции тысячелетий нашей истории предстают на каждом шагу, и перед глазами проходит процессия неисчислимых поколений…»
На территории современного Дели площадью около 2000 кв.м, населением почти 15 млн человек видны развалины семи древних столиц с их колоссальными крепостями, роскошными дворцами, изумительными колодцами, великолепными индуистскими храмами, мусульманскими мечетями и пышными гробницами-мавзолеями. Все они — Индрапрастха, Сурадж Кунд, Лал Кот, Сири, Туглакабад, Джаханпанах, Шахджаханабад — были сооружены в различное время семью индийскими императорами, а последние два — потомками великого Амира Темура и Захириддина Мухаммад Бабура, основателя Великой империи бабуридов, вошедшей в историю под названием «Империя Великих моголов» (1526-1858 гг.). Из этих городов Индрапрастха, вероятно,самый старинный, так как о нем упоминается в известном древнеиндийском эпосе «Махабхарата» (XII-XIII вв. до нашей эры).
Благодаря своему ключевому стратегическому положению Дели оставался на протяжении двух тысячелетий постоянным местом пребывания властителей крупных централизованных государств, возникавших на севере страны. Ни один город в мире, пожалуй, за исключением Рима и Стамбула, не удерживал так долго господствующего положения над остальными поселениями. Многократно погибавший, он вновь и вновь возрождался из пепла, меняя свой облик и характер, но в то же время оставался самим собой.
По свидетельству француза Франсуа Бернье, Дели XVII века великолепием своих построек не уступал Парижу. Его значение было столь велико,что город называли «азиатским Римом». Действительно, в XVII веке империя бабуридов достигла своего апогея. Размахом градостроительных работ и великолепием двора Шах Джахан (пятый после Бабура император) затмил своих предшественников. Летописцы того времени писали: «Там, где Акбар (сын Хумаюна, третий по счету император) строил из камня, Шах Джахан воздвигал из мрамора». Созданный им новый город Шахджаханабад с Лал-Килой (Красным фортом) и грандиозной соборной мечетью Джума Масжид стал центром Дели. К тому времени исчезли пришедшие в упадок старые города на территории современного Дели, и только город Хумаюна (сына Бабура) — Динпанах (на месте Индрапрастхи) продолжал еще в течение 100 лет сосредоточивать в себе довольно большое население, в отличие от нового, называясь Старым Дели.
Стержнем городской структуры служили две улицы, пересекающие Шахджаханабад перпендикулярно друг другу — Файз Базар и Чандии Чоук. Шах Джахану потребовалось девять лет, чтобы завершить новый город и его форт. В свое время форт обрамляли 13 ворот (до наших дней сохранилось всего пять). Историк двора писал: «В день открытия Красного форта — 24 дня месяца раби 1648 года император Шах Джахан, возглавляя величественную церемонию, въехал в ворота форта, обращенные к реке, участвовал в первом приеме. Крыша стены и колоннада зала приемов были выложены турецким вельветом и китайским шелком. Величественный навес над троном держался на золотых колоннах, в которые венками были вплетены настоящие бриллианты». Тот самый Франсуа Бернье, побывавший на приеме у Шах Джахана, оставил запись: «Зал, открытый с трех сторон, с несколькими рядами пилонов, весь пронизан воздухом. И своды зала, и пилоны сплошь покрыты живописью и позолотой. В конце зала на золотом троне со сверкающими в нем рубинами, изумрудами и бриллиантами восседает император.Над троном гласит надпись, принадлежащая самому Шах Джахану: «Если где-нибудь на земле существует рай, то он здесь, он здесь, он здесь».
Никакой другой памятник в Индии не символизирует столь ярко независимость Индии, как Лал-Кила. До 1857 года там находилась резиденция императоров-бабуридов, а 15 августа 1947 года Джавахарлал Неру поднял над Лал-Килой трехцветное знамя независимой Индии, которой предстояло преодолеть колониальную отсталость и построить новую, достойную многовекового наследия Индию. Поражает своей законченностью и необычайностью архитектура Джума Масжид. Вся из красного песчаника, выложенного белым мрамором, она стоит на высоком плато между фортом и городом. Высота боковых минаретов достигает 41 м, высшая точка мечети — 61,3 м. Для всего мусульманского мира эта мечеть имеет особое значение. Кроме того, в мечети хранятся бесценные реликвии: тапок пророка Мухаммеда, отпечаток его ноги в камне, глава Корана, написанная якобы под его диктовку, рыжеватый волос из его бороды и осколок надгробья, когда-то стоявшего над могилой пророка. Она является уникальной и в том плане, что единственная в мире, куда открыт свободный доступ женщинам при условии сопровождения их родственниками-мужчинами.
Период правления Шах Джахана (1627-1658 гг.) можно сравнить с периодом правления Акбара Великого (1556-1605 гг.). При этих правителях индо-мусульманская архитектура достигла своей кульминации. Значительным сооружением при Акбаре в Дели явился мавзолей Хумаюна, представляющий собой индийскую интерпретацию самаркандской архитектурной концепции. Все сооружения, достроенные бабуридом Акбаром Великим, передают дух его эпохи и политики, характеризовавшейся попыткой синтезировать идеи ислама и индуизма.
Увидев эти грандиозные сооружения, не имеющие аналогов, невольно вспоминаешь слова Амира Темура, сказавшего: «Если хочешь увидеть нашу мощь, посмотри на построенные нами строения».
Они связаны с историей наших предков, которые создали в Индии великую империю, существовавшую 332 года. Тогда в Индии, как отмечают индийские историки, царили мир и спокойствие, созидание и творчество, которые оставили вещественные следы — предметы восхищения следующих поколений.
Музроб Ташмухамедов.
Кандидат исторических наук.