Домой » Ноябрь » СТРОИМ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

СТРОИМ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Для многих стран мира ХХ век оказался основополагающим в развитии «третьего сектора» общества. Согласно целевой классификации организации, «первый сектор» выполняет правительственные функции, т.е. нацелен на реализацию государственных интересов. Организации «второго сектора» ориентированы на получение прибыли — занимаются предпринимательской деятельностью. Но именно «третий сектор», вбирающий в себя негосударственные организации, выступает оппонентом государству, способствует продвижению общества к демократии, гражданскому обществу.
Своим видением и анализом деятельности негосударственных некоммерческих организаций в Узбекистане делится профессор политологических наук Сайфутдин Жураев:
— Принятый 14 апреля 1999 года Закон «О негосударственных некоммерческих организациях» определял правовой статус, права и обязанности, порядок создания, порядок государственной регистрации, экономические основы деятельности негосударственной некоммерческой организации (ННО). Целью закона является регулирование отношений, связанных с деятельностью негосударственных некоммерческих организаций, а также международных негосударственных некоммерческих организаций, представительств и филиалов иностранных ННО на территории Республики Узбекистан.
Надо отметить, что в республике практически отсутствует мониторинг деятельности негосударственных некоммерческих организаций. Фактически не проводится научно-аналитическое и информационное обеспечение этого вида деятельности как со стороны государства, так и со стороны ННО — нет единого координирующего «мозгового» центра, нет заинтересованных в этом инициативных групп, нет даже ни одной защищенной диссертации или целостного монографического исследования. Все это лишь подтверждает необходимость принятия экстренных мер.
Не менее актуально и совершенствование организационных механизмов деятельности ННО. Органы юстиции страны по всей вертикали фактически заняты лишь регистрацией и сбором квартальных отчетов о деятельности, органы исполнительной власти снизу доверху смотрят на указанный вид гражданской деятельности как на второстепенный, местные Советы народных депутатов еще не создали плодотворных структур взаимодействия государства и ННО. Такое положение не содействует общественно-политическим реформам. Существует опасность отсутствия, с одной стороны, связи ННО с высшим руководством, а, с другой стороны, влияния органов власти на положение дел в негосударственных некоммерческих организациях. Отсюда — важность и необходимость создания Центра изучения проблем становления гражданского общества Узбекистана, а также Фонда поддержки негосударственных некоммерческих организаций.
В Узбекистане к категории ННО можно отнести следующие различающиеся между собой по задачам и функциям, массовости участников и материально-техническим возможностям организации:общественные объединения; общественные фонды; ассоциации; органы самоуправления.
В соответствии с нашим Гражданским кодексом к некоммерческим организациям относятся юридические лица в форме потребительских кооперативов.
Согласно общепризнанной классификации, ННО в Узбекистане включают следующие группы: общенациональные структуры, специализирующиеся на обслуживании социальных интересов конкретных крупных категорий населения; специализированные национально-международные фонды экологии, культуры и здоровья; общественные учреждения по профессиональным интересам; общенациональные благотворительные общества, фонды; правозащитные неправительственные организации; национальные культурные центры, объединяющие представителей национальных общин и меньшинств, проживающих в Узбекистане, а также общества дружбы с зарубежными странами (их более ста); объединения по социально значимому и творческому интересу на местах.
Сегодня наблюдается тенденция увеличения количества ННО. Однако этот рост не означает еще их жизнеспособность — по подсчетам независимых экспертов, в данное время лишь около 150 из 3295 общественных объединений Узбекистана работают более или менее активно. Это обстоятельство связано прежде всего с недостаточной квалификацией как государственных служащих, в обязанности которых входит практическое взаимодействие с ними, так и работников ННО. Многие из них не знают правовых основ деятельности общественных организаций, законодательных механизмов взаимодействия между собой, специфики работы негосударственных организаций, их возможностей. По результатам социологического опроса, 58 процентов респондентов недостаточно знают положения законодательных актов, касающихся негосударственных организаций.
Такая ситуация препятствует развитию и углублению взаимодействия двух секторов, разработке и реализации долгосрочной политики в этой области. На практическом уровне, например, отсутствие четких критериев и стандартов, прозрачной системы оценок деятельности ННО позволяет чиновникам руководствоваться преимущественно субъективными оценками и предпочтениями.
К примеру, существует в республике практика предвзятого, настороженного отношения местных властей к негосударственным организациям, выступающим с какой-либо инициативой. То есть иногда любые инициативы ННО воспринимаются как направленные против государства или на «добывание» информации для спонсирующих их международных организаций, или же на получение материальной выгоды. Это создает определенной барьер во взаимоотношениях между органами власти и ННО, и формирует у представителей ННО негативное мнение о государственных структурах. Порой игнорирование местными властями (без разъяснения или грамотного аргументирования причин) инициатив вновь образованных ННО создает почву для нарушения ННО своих уставных правил (к примеру, политизации их деятельности). Это особенно касается негосударственных правозащитных организаций, с которыми государственные органы с неохотой вступают в диалог.
В разрезе регионов ситуация выглядит следующим образом. В городе Ташкенте имеются относительно благоприятные условия для развития гражданской деятельности. Сегодня уже никто не сомневается, что некоммерческий сектор города Ташкента стал заметной общественной силой. Крепнет сотрудничество органов власти с отдельными общественными организациями, а также с общественными структурами. Многие ташкентские некоммерческие организации в своем развитии достигли того уровня, когда способны не только влиять на общественное мнение, но и самостоятельно решать отдельные социальные проблемы и привлекать для этого дополнительные средства.
В Самаркандской области местные ННО пользуются поддержкой со стороны органов местного самоуправления, однако их отношения чаще всего сводятся именно к поддержке — выделению помещений, предоставлению материальной помощи. По крайней мере так было до последнего времени. И потому радует, что в последние два года все более заметными становятся усилия городской администрации по вовлечению общественных организаций в управление городом. Лидеров ННО привлекают к разработке нормативно-правовых документов, проектов городских программ, актуальные социальные проблемы хокимият выносит на обсуждение общественности. Это, безусловно, положительные шаги, ведущие к социальному партнерству.
В Бухарской области хокимиятом областного центра совместно с лидерами общественных объединений, депутатами городского Совета народных депутатов разработан проект соглашения «О совместных действиях по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки».
Там, где есть компетентные и деловые люди, работа представляется интересной. В этом плане можно отметить работу комитетов женщин Кашкадарьинской и Навоийской областей. К примеру, в Навои открыт Женский центр, деятельность которого спонсируется ООН.
Особого внимания заслуживает состояние негосударственных организаций в Республике Каракалпакстан. Здесь ННО имеют серьезную поддержку и понимание у населения. Подобную активность мы связываем с нерешенностью проблем экологической обстановки, усилий общества по обеспечению чистоты атмосферного воздуха и т. д. Та же активность наблюдается и в Ферганской области, где, однако, есть опасность чрезмерного роста правозащитных организаций и вообще политизации ННО.
Таким образом, в региональном разрезе деятельность ННО можно охарактеризовать как достаточно активную. Необходимым шагом должно стать вовлечение общественных объединений в разработку и реализацию областных социальных программ. Самый короткий путь к этому лежит через механизм социального заказа. Идея его проста: более эффективное решение социальных проблем при более эффективном расходовании бюджетных средств. Использование региональных бюджетных средств на конкурсной основе среди организаций всех форм собственности, в том числе среди общественных организаций, — это цивилизованная и эффективная форма работы местной власти с общественной инициативой, распространенная в мировой практике: на один вложенный бюджетный сум общественная организация вносит как минимум один сум своих средств в виде материальных и людских ресурсов.