На несколько вечеров подряд погружалась во мрак улица им. Ходжи Ахрора Вали в Сиабском районе. И днем не было в домах света. На такую крайнюю меру пошли в ДП СамПЭС (горэлектросеть), чтобы наказать злостных неплательщиков. Но под одну гребенку «причесали» энергетики и тех жильцов, которые исправно вносят плату за электроэнергию. «Где же справедливость?» — возмущался в телефонном звонке в редакцию один из аксакалов махалли Ахмед Султанов. «Почему ущемляются права потребителей?» — вторили ему другие жители.
Тревожные сигналы стали поступать и из других городских районов. Как выяснилось, не только жители улицы имени Х.А.Вали оказались вовлеченными в эксперимент по выколачиванию долгов таким, мягко говоря, нецивилизованным методом. Вечера при свечах и керосиновых лампах ждут в порядке живой очереди и другие махалли Самарканда. Как же комментируют эту ситуацию энергетики?
Долгим получился наш разговор с директором горэлектросети Борисом Хасановым. Маятник сочувствия колебался то в сторону обиженных потребителей, то самих энергетиков, которым крайне сложно работать в условиях хронических неплатежей. Борис Алиевич назвал следующую цифру: 464 миллиона сумов задолжали горожане энергетикам. И сумма эта, скорее всего, будет продолжать нарастать из месяца в месяц. Если, конечно, не принять кардинальных мер. Но каких? Вот в чем вопрос. В Самарканде 85 тысяч абонентов пользуются услугами горэлектросети. Однако регулярно оплачивают их только 20-25 тысяч. Другие же, по ироничному замечанию Бориса Алиевича, полагают, что электричество — дар божий, за который платить не надо. Но в итоге «темная» устраивается для всех, невзирая на то, когда абонент был в последний раз в кассе.
На то, чтобы оставить без света целую улицу, не деля жильцов на аккуратных и злостных, пошли не сразу. В течение нескольких дней здесь работала бригада контролеров. Они ходили по домам, предупреждая буквально каждого неплательщика о том, чтобы погасили долги. В махаллинском клубе провели собрание с домовладельцами и махаллинскими активистами.
Эффект от разъяснительной работы оказался нулевым. И тогда решили регулировать поступления платежных средств с помощью рубильника. В первый день, дав свет уже ближе к ночи, собрали всего семь тысяч сумов. На третий — сборы составили более 50 тысяч. При этом, как говорится, никакого индивидуального подхода. Если страдать, то всем за того соседа, которому, быть может, действительно нечем платить за электроэнергию.
Тем, кто возмущается подобными приемами выколачивания долгов, предлагают предьявить книжку абонентской платы. «Мы говорим: если не будет долгов, то тут же включим свет в вашем доме, квартире», — поясняет Борис Алиевич. И потом, как я поняла из бесед с энергетиками, уважать меньшинство, которое регулярно оплачивает потребление электроэнергии, считаться с его законным правом на качественное обслуживание, весьма проблематично. «Если пойти на индивидуальное отключение, то люди будут сидеть без света еще пять дней — столько времени займет подключение каждого дома к линии высокого напряжения, — убеждают энергетики. — К тому же, были случаи самовольного подключения, что крайне опасно для жизни. Это уже приводило к непоправимым трагедиям».
А в это время в городе пять махаллей сидело без света, в том числе одна из самых крупных — Дустлик, что в Темирюльском районе. Уже на следующий день после этой вынужденной меры жители махалли погасили более 80 тысяч сумов задолженности. А посему энергетики вряд ли откажутся от подобной практики наказания одних и ущемления интересов других абонентов.
Между тем, у этого грубого болевого приема есть вполне законная альтернатива защиты интересов самих энергетиков: обращаться в суд с исками к злостным абонентам-неплательщикам. Ею воспользовались уже в отношении 1216 дебиторов. По более чем 800 искам приняты решения. Почему бы не практиковать подобные законные и совершенно справедливые меры воздействия гораздо активнее? Это исключало бы и поток жалоб от тех потребителей, которые оказались без вины виноватыми во всех проблемах энергетиков. Проблем действительно много. Многомиллионные долги не только препятствуют развитию жизненно важной городской службы, но и парализуют ее. Материальная база изношена до предела, а обновлять ее практически не на что.
Действуя по принципу: если Магомет не идет к горе, горэлектросеть увеличила штат контролеров, возложив на них сбор абонентской платы с населения.
Там, где хорошо работают махаллинские комитеты, активно ведут разъяснительную работу, хороших результатов добиваются и контролеры. Чтобы облегчить бремя платежей, энергетики в порядке эксперимента предлагают ввести сбор абонентской платы каждые десять дней. Вероятно, возможны и другие варианты, которые исключали бы крайние меры: оставлять без света, погружать во мрак целые кварталы, при этом не считаясь с добросовестными потребителями. Но пока объявлено лишь об очередном повышении цен на электроэнергию.
Более того, по следам энергетиков идут и газовики. Составлены графики прекращения подачи «голубого топлива» махаллям-должникам. В некоторых кварталах уже появились предупредительные объявления. Слов нет, каждый из нас обязан быть аккуратным в платежах за все бытовые удобства. Но и наказывать всех за того соседа, вносить между жильцами на этой почве разлад — это несправедливо и негуманно.
Наталья Шакирова.
Соб. корр. Правды Востока».
Самаркандская обл.