В последние годы хокимиятом Ташкентской области ведется планомерная работа по упорядочению рынка пассажирских и транспортных услуг.
О том, каких реальных результатов удалось достичь в прошлом году областной ассоциации автоперевозчиков «Тошвилтранс», нашему общественному корреспонденту рассказал ее председатель М. Каримов.
— Удалось добиться выполнения основных плановых и технико-экономических показателей. Доходы от перевозок составили 7449 млн сумов, в том числе от пассажирских — 4036 млн сумов и от грузовых — 3413 млн сумов., по пассажирообороту план выполнен на 100,9 процента, а по объему грузовых перевозок на 105,2 процента. По всем показателям обеспечены значительные темпы роста, рентабельная работа.
Реализуя намеченные мероприятия по программе Года матери и ребенка. На оздоровление женщин и детей было израсходовано 7120 тысяч сумов. Многодетным и малообеспеченным семьям была оказана адресная помощь. Был организован фонд «Матери и ребенка», из которого в минувшем году израсходовано более 1200 тысяч сумов.
За истекший год в столичной области проведены 32 тендера на размещение 179 пригородных и внутриобластных автобусных маршрутов, из которых 120 выиграли подразделения ассоциации и 59 — другие перевозчики.
Выполнению прогноза на год способствовала проводимая работа по повышению эффективности использования подвижного состава.
В настоящее время выработка на одно пассажиро-место в автобусах и легковых такси превышает показатели по аналогичным структурам в других областях республики более чем в полтора раза.
Все это позволило увеличить выход подвижного состава на маршрутные линии, соответственно, получить дополнительные доходы. Продолжаются работы по реализации региональной комплексной программы реформирования и развития системы городского, пассажирского транспорта в Ташкентской области в 2000 — 2005 годах. В частности, в результате принимаемых мер по профилактике дорожно-транспортных происшествий их количество по вине водителей сократилось на 23,1 процента.
Для поддержания в рабочем состоянии подвижного состава подразделения ассоциации израсходовали 730,9 млн сумов на приобретение автошин, аккумуляторов, запасных частей и других эксплуатационных материалов.
В подразделениях ассоциации проводится целенаправленная работа по социальной защите работников. В 2001 году социальные выплаты составили 138,1 млн сумов, а средняя заработная плата в декабре выросла до 21,2 тысячи сумов против 15,3 тысячи сумов в 2000 году.
Уделяем мы внимание развитию среднего и малого бзнеса. Сегодня у нас действуют 38 различных структур данного профиля. При автопредприятиях ассоциации функционируют пункты по ремонту и техническому обслуживанию частных автомобилей. Например, в Бекабадском АТП создано малое предприятие «Автогаз» по переоборудованию легковых автомобилей на работу с сжиженным газом. При АО «Сарбон» функционирует ООО «Транзит» по оказанию транспортных услуг населению и ремонту техники автолюбителей. Имеются также частные фирмы по изготовлению шлакоблоков, оптовой и розничной торговле, коммерческо-посреднической деятельности, предприятие по реализации сельскохозяйственной и животноводческой продукции и т.д.
В автопредприятиях также имеются парикмахерские, пункты общественного питания, подразделения по изготовлению лепешек, ремонту обуви и другие.
В состав ассоциации «Тошвилтранс» входят 28 открытых акционерных обществ с уставным фондом 453,6 млн сумов. Акции государственного актива в полном объеме были реализованы всеми подразделениям и до образования ассоциации.
Что не решено? Очень беспокоит проблема дебиторской задолженности. Основная доля приходится на подразделения Минсельводхоза — 453,9 млн сумов, «Узхлопкопрома» — 310 млн сумов, «Уздонмахсулот» — 28 млн, «Узбекэнерго» — 83 млн сумов и других.
Наличие дебиторской задолженности крайне негативно сказывается на финансовом состоянии предприятий и их платежеспособности. Из-за отсутствия средств в полном объеме не обеспечивается выборка фондов на бензин и дизельное топливо, что в определенной степени сказывается на стабильности работы предприятий.
Наряду с этим имеется ряд вопросов, которые невозможно решить собственными силами. В первую очередь к ним необходимо отнести неполную оплату сельхозпредприятий за оказанные им транспортные услуги, непринятие действенных мер по упорядочению работы частных перевозчиков на регулярных автобусных маршрутах. И, пожалуй, самое главное — не решены вопросы выделения средств на приобретение нового подвижного состава, покрытие убытков и компенсацию выпадающих доходов за бесплатный провоз отдельных категорий пассажиров в городских автобусах, как того требует Закон Республики Узбекистан «О городском пассажирском транспорте».
И последнее, о чем хотелось бы сказать. В настоящее время пассажирский автотранспорт общего пользования испытывает серьезные трудности, связанные со значительной изношенностью подвижного состава, резким ростом стоимости запасных частей и автошин, перебоями в поставке топлива.
С учетом ранее проведенных тендеров в настоящее время частными и ведомственными перевозчиками обслуживаются 59 городских, пригородных и внутриобластных маршрутов. Согласно коэффициенту использования парка на данных маршрутах может быть задействовано 790 автобусов и микроавтобусов, но занято меньше, несмотря на значительно большее количество техники у частников. Кроме тогот, из 1253 частных предпринимателей встали на учет в налоговых органах и получили лицензионные карточки 1204 человека. Это свидетельствует о том, что некоторые частные перевозчики работают на себя, не уплачивая соответствующих налогов.
При этом необходимо отметить, что частные перевозчики, работая на маршрутах, получают только наличную выручку, в то время как на общественный транспорт возложены перевозки для государственных нужд, оплата за которые производится крайне нерегулярно, что приводит к наличию дебиторской задолженности. Словом, работали бы мы лучше, если бы не отмеченные проблемы.
Записал
Анатолий Баянов.