Одним из требований реформы народного образования является непрерывность получения знаний: детский сад — школа — лицей — колледж — вуз. Сегодня на первом этапе — в дошкольных учреждениях страны проходят эксперименты по новым методам формирования всесторонне развитой личности.
— Ясли-сад № 34 «Хилола» города Ферганы имеет неплохую материальную базу, что позволило ему стать экспериментальной площадкой по комплексному обучению детей, — рассказывает заведующий гороно Абдумумин Набиев. — Типовое здание в окружении декоративных и фруктовых деревьев, которые дают не только тень в зной, но и плоды 185 ребятишкам. Каждая из одиннадцати групп отличается друг от друга: помещения красочно оформлены, богат дидактический материал, есть самодельные игрушки, детские рисунки.
— Коллектив у нас ищущий, творческий, квалифицированный, — подчеркивает заведующая Замира Саидбаева. — Кроме рекомендованных форм работы по методу Марии Монтессори, воспитатели используют в своих занятиях и народную педагогику, приобщая детей к традициям, культуре, литературе узбекского народа.
Сейчас мы готовим кроссворды, ребусы. создаем банк тестов. Ведь наша цель — научить ребенка самостоятельно выходить из любой ситуации, используя свой умственный и творческий потенциал. Для укрепления знаний, полученных в процессе воспитания и обучения в средних и подготовительных группах, практикуем игры «Поле чудес», КВН. Это дает возможность проверить, насколько ребенок подготовлен к школе.
Детсад этот необычный, здесь собраны дети с плохо развитой речью. Потому и задача у коллектива тоже особая — исправлять дефекты речи и подготовить ребят к школе так, чтобы они ничем не отличались от сверстников.
Мы побывали на одном из занятий, точнее, на КВН. Дети танцевали, читали стихи, разыграли сценку «Судья, защитник, прокурор», рассказали о своих правах и обязанностях, об элементарном знании Основного Закона страны. Совершили «путешествие» в страну математиков, из разноцветной бумаги смастерили государственный флаг Узбекистана.
Следующее задание было еще труднее: дети рассказывали о государственных деятелях, писателях и поэтах прошлого. Выполняли домашнее задание — кто быстрее пришьет пуговицу.
Успехи ребят были налицо. Да это и неудивительно. В дошкольном учреждении практикуется много полезного, а кроме того, дети изучают английский язык и компьютер уже в младшей группе. В работе воспитателей используется не только метод Монтиссори, но и новая педтехнология американского психолога Дэвида Колба. Результаты не заставляют себя ждать.
Хозяйка методкабинета Элеонора Дадажанова показала нам полочки, где аккуратно разложены папки. Это настоящий «мозговой» центр. В нем собраны передовой опыт работы воспитателей и педагогов, банк тестов, методических рекомендаций, анализы рейтинговой системы, материалы городских и областных конкурсов, объемистая папка с методическими рекомендациями для родителей. Чувствуется, что педколлектив действительно работает творчески и постоянно находится в поиске.
— И все же нам не хватает методической литературы по дошкольному воспитанию, музыкальных пособий, нот. Хорошо бы иметь пластинки со сказками, рассказами. Да и здание уже требует ремонта, — заключила заведующая.
Перед уходом я заглянула в актовый зал. Дети готовили концертную программу для мам, бабушек и своих наставников к 8 Марта и к Наврузу.
Агафья Тей.
г. Фергана.
ДЕТСКИЕ ПРОГУЛКИ В… ПАРЛАМЕНТЕ
Свыше 50 учеников школ столицы побывали в здании Олий Мажлиса, пообщались с парламентариями.
Ход вещей порой бывает непредсказуемым: взрослые играют в детские игры, а дети пытаются «примерить» на себя взрослые проблемы. Но иногда это полезно и познавательно обеим сторонам.
…Ровно к десяти часам у входа в Олий Мажлис собрались ученики 7-10-х классов из одиннадцати районов Ташкента. Все аккуратно одетые, притихшие, первые минуты по величественному зданию шли попарно, будто на линейку в школе. Но затем эта группа оживилась, рассредоточилась, выявились лидеры, которые больше всего задавали вопросы. Ребят интересовало все: когда и кем было построено здание, сколько и чем заняты депутаты, сотрудники Олий Мажлиса.
Потом состоялась беседа школьников с председателями комиссий законодательного органа страны М.Миролимовым и Ш.Салимовой.
— Я очень довольна экскурсией, — поделилась своими впечатлениями ученица 10 класса 93-й школы Л.Ванина. — Прекрасное здание, думаю, вдохновляет работающих здесь людей. Все они когда-то были отличниками, активистами в своих коллективах, как и мы, собравшиеся здесь ученики. Они ставили себе высокие цели и теперь их достигли. Нам же это предстоит. Рада, что мне удалось хоть ненадолго окунуться во взрослые проблемы. Это меня настроит на серьезные поступки и дела.
Такие мероприятия по замыслу организаторов — представителей Олий Мажлиса, Министерства народного образования, Ташкентского отделения общественного движения молодежи «Камолот» — будут проводиться регулярно.
Ширин Шагулямова.