Вот уже более десяти лет создает свои оригинальные картины на металле Ольга Завьялова. Гравировка выгодно подчеркивает фактуру материала, а завораживающий блеск позволяет соединить в одном произведении живой убедительный образ с пышной декоративностью.
В технике, в которой работает художник, удачно сочетаются графика, классические основы живописи и так называемая «живопись по металлу». Она сумела из мягкого материала — алюминия — извлечь все его преимущества, используя игру теней и света. Поэтому ее металлографика — то теплая, то холодная — всегда неповторима.
На выборе техники, несомненно, сказались устремленность Ольги к необычному, поиск нового, оригинального начала. Она нашла себя в этом виде изобразительного искусства, сумев наиболее ярко проявить способность художника вдохнуть в холодный материал живительное тепло.
В немалой степени повлияла и профессия Ольги, ведь она в свое время закончила факультет промышленного менеджмента Ташкентского государственного университета по специальности «дизайнер» и теперь удачно сочетает профессию и увлечение.
Мне довелось увидеть обстановку, в которой рождаются завьяловские картины. В стенах квартиры, которая является одновременно мастерской, добрым взглядом смотрит горбатый скрипач, стоящий на дощатой сцене в свете старинного фонаря. Миниатюрная, тонкая, словно лучик, японка рассказывает свою печаль ручью, в котором купается полная луна. Пронзает испытующий взгляд старца-отшельника, бредущего в дремучем ночном лесу. Буйством красок расцветают декоративные цветы, знакомые и незнакомые одновременно.
Умело используя фактуру металла, автор заставляет их светиться изнутри, мерцать. Объединены давно прошедшие века и современная эпоха в работах «Разбуди рыцаря», «Вдохновение», «Каменная гостья». Сказывается увлечение художницы историей, философией древних Египта и Греции. Несмотря на художественную полноту, завершенность каждого сюжета, зрителя не покидает ощущение загадки, недосказанности, возможность по-своему что-то осмыслить, увидеть нечто свое. В каждой работе торжествует любовь к жизни, к человеку, к окружающему миру.
Женские образы — их достаточно много — необыкновенно нежны, тонки. Их портреты в таких картинах, как «Шаг за грань», «Путь к себе», «Запах женщины», «Автопортрет» не оставляют равнодушными. Ее картины по существу разные по тематике, но в них есть то, что объединяет, — богатый внутренний мир. Художник от Бога, так назвал Ольгу один из поклонников ее творчества, может создать сказочное настроение, наделив свои картины волшебным свойством притягательности.
Искусство невозможно без внутреннего духовного роста и общения с живой природой, считает Ольга. Только находясь в полной гармонии с природой, художник может представить, например, смерть в виде очаровательного насекомого.
Гимн прекрасному воспела художница в картинах «Цветы под дождем», «Букет лица» — цветочное «трио». А проверенная веками триада «Вера», «Надежда», «Любовь» приобретает в картинах автора-романтика всю палитру чувств, ощущений и переживаний горячего сердца и холодного рассудка.
Ее картина «Рождение Авроры», написанная в 2001 году, приковывает необычностью замысла и художественного образа, цветовыми нюансами. Чистое голубое небо, перистые облака на нем символизируют уста Вселенной, которые как бы на выходе рождают Аврору — богиню утренней зари. Аврора, по замыслу художницы, олицетворяет собой божественное и земное, помогает человеку исполнить его заветные желания. В верху картины бабочка, на которую устремлен взор Авроры, — символ высших устремлений, чистых помыслов и мечтаний человека. От струящегося алого платья Авроры ниспадает путеводная лента, дарящая энергетику и зовущая к новым свершениям.
Отличаясь большой скромностью, художница всегда с благодарностью вспоминает известных мастеров изобразительного искусства Ольгу Галицкую и Валерия Матосяна, открывших ей двери в мир большого творчества. А сегодня и сама Ольга Завьялова стала популярна, и не только в Узбекистане, но и за пределами родины. Ее имя и работы можно найти в специальном сайте сети Интернет, открытом Артстудией.
Завьялова выставляла свои работы в музеях Тамары Ханум, декоративно-прикладного искусства, галереях Москвы и Санкт-Петербурга. Особо запомнилась ей поездка в Питер, город, в котором она нашла много друзей и поклонников своего искусства. Северная Пальмира помогла ей избрать новое оригинальное направление в творчестве — она открыла для себя мир простых вещей, обычных предметов, порой в нереальной обстановке. Так в ее художественной коллекции появились сюжетные натюрморты, каждый из которых поражает глубиной внутреннего смысла, полетом фантазии. Последнее художественное полотно, которое она закончила совсем недавно, называется «Мать Иуды». Уже по названию понятно, что это особое произведение, которое содержит в себе целый ряд философских пластов.
Ольгой создано более семидесяти работ — плод кропотливого труда, помноженного на талант. В ее квартире их осталось немного.. Многое было подарено друзьям, близким людям. Ольга любит дарить свои работы, получает от этого удовольствие. Некоторые картины Ольги находятся в частных коллекциях ценителей искусства в Таиланде, США, России, Германии…
Александр Михайлов.