Собственную школу росписи восточной миниатюры намерен открыть в родном кишлаке Чинабад Балыкчинского района его житель — художник-график Нурматжон Шарипов.
— Пока у меня обучаются трое подростков — ученики седьмого класса местной школы, но я хочу, чтобы их число было больше, — отметил в интервью корреспонденту НИА «Туркистон-пресс» Н. Шарипов. — В такой школе могли бы заниматься одаренные дети, желающие продолжить дело великого миниатюриста прошлого — нашего замечательного предка Бехзода.
Художника отличает от коллег- миниатюристов то, что он выполняет свои работы на тыквах. Туристы и деловые люди, приезжающие в Андижан, обязательно приобретают на память произведения лаковой миниатюры, выполненные по такому оригинальному способу.
Выпускник Ташкентского института искусств, ныне уже достаточно известный художник, на своем огороде выращивает декоративные тыквы восьми сортов, которые после обработки и специальной сушки становятся «полотнами» для его будущих произведений.
Впервые о редком искусстве росписи заговорили специалисты семь лет назад, когда Н.Шарипов впервые участвовал со своими работами «Бабур на охоте», «Странствующий Бабур» в выставке, посвященной юбилею великого сына Андижанской земли. С тех пор художник активно участвует в районных, областных этапах ежегодных смотров-конкурсов «Ташаббус» и непременно занимает призовые места.
НИА «Туркистон-пресс».
Гончарное искусство — особое направление в национальном ремесленничестве. Это богатство, оставшееся нам от наших дедов и прадедов. Радует то, что сейчас немало последователей, которые особо ценят это искусство. Особенно следует отметить риштанцев. Здесь создана большая школа гончарного дела. И сделанные руками риштанцев изделия особо отличаются от других. Они никогда не используют лишнюю деталь. Краски делают из горных растений. В районе 30 лет хорошо известно имя мастера гончарного дела Музаффара Саидова. В каждом изделии он оставляет частичку сердца. Радуется Музаффар-ака, что сын Умиджон пошел по его стопам. Музаффар Саидов постоянно в поиске. В его доме своя мастерская, и он организовал музей.
Ферганская область.
С давних пор славится наша земля златошвейным искусством. Одна из мастериц шитья по золоту Насиба Мирабидова живет в Самарканде. Она воспитала много учеников, ту же специальность освоили ее дети.
В прошлом году на выставке в Германии, организованной Республиканским объединением «Хунарманд», наряду с изделиями других ремесленников были выставлены наряды ручной работы Насибы Мирабидовой.
(УзА).
МУЗЕЙ, ОБРАЩЕННЫЙ В БУДУЩЕЕ
Более 10 тысяч экспонатов, свидетельствующих о богатом прошлом и самобытной культуре нашего народа, выставлены в открывшемся в Ургенче музее Хорезмского отделения международного благотворительного фонда «Олтин мерос» («Золотое наследие»). По мнению специалистов, историческая и культурная ценность некоторых экспонатов конкурирует с экспозициями музея-заповедника «Ичан-кала». Новый музей разместился в центральном помещении паркового комплекса «Авесты» в областном центре.
— Основу нашей экспозиции составляют уникальные находки в ходе археологических раскопок в древних городищах в Хорезме и Каракалпакстане, — говорит председатель областного отделения фонда «Олтин мерос» К.Нурджонов. — В их числе упоминающиеся в «Авесте» оссуарии — культовые погребальные сосуды наших далеких предков. Даже по самым скромным подсчетам их изготовление датируется началом первого тысячелетия до нашей эры. В результате организованной нашим отделением экспедиции удалось исследовать общее происхождение свыше 50 упомянутых в древней книге топонимических терминов и географических названий в Хорезмском оазисе. Эти факты убедительно доказывают, что «Авеста» создавалась в нашем крае и именно здесь около 30 веков назад закладывались основы узбекской национальной государственности.
Стенды и витрины музея посвящены не одному лишь прошлому. Многие хорезмские мастера изобразительного искусства и народных ремесел почли за честь выставить лучшие образцы своих произведений. Экспонаты наглядно рассказывают о расцвете народной культуры и духовности в годы независимости.
Тимур Шамаков.
Корр. УзА.