Домой » Июнь » ФИЛЬМЫ — ЗАМОРСКИЕ, ПРОБЛЕМЫ — ЗНАКОМЫЕ

ФИЛЬМЫ — ЗАМОРСКИЕ, ПРОБЛЕМЫ — ЗНАКОМЫЕ

Завершились Дни европейского кино в Ташкенте. Зрителям были предложены фильмы, созданные в восьми европейских странах.
Много радости принесли эти дни и профессионалам-кинематографистам, и большой армии кинозрителей, которые наслаждались поэтичными кадрами, снятыми в различных странах, и получили богатую пищу для размышлений о творчестве крупных кинематографических держав. В то же время увиденное заставило задуматься о достижениях сегодняшнего национального кино и его нерешенных проблемах. Каждая из просмотренных лент заслуживает подробного анализа, ибо они характеризуют не только состояние кинематографа на нынешнем этапе его развития, но и дают благодатный материал для размышлений о связях этого искусства с общественно-политической жизнью стран-участниц смотра на узбекской земле.
Своеобразный фестиваль — Дни европейского кино — становится традиционным (он проводится четвертый раз). Просторный зал Дворца искусств порой не может вместить всех желающих посмотреть фильмы, любезно предоставленные зарубежными кинематографистами. Нередко после сеансов горячо обсуждались картины и затрагиваемые в них проблемы, отдельные художественные компоненты кинематографических полотен.
Увиденные мною фильмы не «напичканы» драматичными событиями. Предлагается несколько страниц из жизни Мартина, мечтающего стать кинозвездой и влюбляющегося в красавицу Маркету («Мертвый Нук», Чехия, режиссер Павел Марек). В этой ленте подкупают лиризм, комедийные ситуации, решенные с учетом жанровых особенностей киноповести. А «Красивая работа» (Франция) режиссера Клэра Дени всецело посвящена будням легионеров, несущих свою службу вдали от дома, за океаном, где их окружают голые скалы да бескрайние степи без единого деревца. Эта картина удивила лаконизмом и выразительностью киноязыка, поразительной актерской интерпретацией, своеобразным решением многих эпизодов, в центре которых — мужественные солдаты.
В художественном фильме достичь накала без интригующего сюжета, без элементов приключенческого жанра или психологической драмы очень сложно. Создатели ленты в будничном, повседневном увидели значительное, монументальное и это свое ощущение воплотили в истинно кинематографической форме.
В «Дневниках Бриджит Джонс» (Великобритания, режиссер Шэрон Магуайер) также отсутствуют остродраматические эпизоды. Главная героиня Бриджит влюбляется, разочаровывается, вновь находит свое место в общественной жизни, увлекается, строит грандиозные планы. Не увидите здесь и слезливых сцен, хотя Бриджит частенько кормит престарелого мужчину, становится героиней любовного треугольника. Зато удивляют тонкие наблюдения Хелен Филдинг, по популярному роману которой поставлен фильм. Английская писательница раскрыла психологию одинокой женщины «за тридцать», ее далеко не простой характер, душевные порывы и будни. Режиссер сумел сохранить все это на экране. Но повествованию он придал еще большую динамику, усилил комедийные сцены и создал подлинно экранное произведение. Эта картина свидетельствует о живой связи английского кино с национальной литературой.
В дни форума на устах многих была еще одна английская картина — «Билли Эллиот». Она полна музыки, экспрессии, сложных монтажных приемов. Хореографические сцены, несущие большую эмоциональную и драматургическую нагрузку, органично вошли в художественную ткань лирической киноповести. Юного Билли определяют в боксерскую секцию, доверяют ему дедушкины знаменитые боксерские перчатки. А его влечет танец, таинственный мир хореографии. Семья против. «Не мужская эта работа — танцевать, прыгать», — говорит отец-бастующий шахтер. Но увидев сына в минуты вдохновенного исполнения сложнейших хореографических сцен, глава семьи отправляет его в Королевскую балетную школу, где Билли удивляет корифеев теории и практики танца.
Полноправным «героем» этого фильма становится музыка, в эпизодах сделана попытка экранизировать танец. Это удивительно гармоничное, изящное, стилистически глубоко продуманное кинопроизведение никого не оставило равнодушным.
В этом контексте уместно вспомнить продукцию наших студий — кино- и телефильмы, в которых танец, песня зачастую возникают в традиционной форме концертных номеров. Они предстают как вставки (чуть не написал «заплатки») и, естественно, к драматургии фильма, психологической характеристике героев не имеют никакого отношения. Исключение представляют разве что ставшие классикой «Влюбленные» режиссера Э. Ишмухамедова, «Али-баба и сорок разбойников» Л. Файзиева, а позже — «Тангалик болалар» Т. Юнусова.
В ряду перечисленных фильмов особняком стоит «Аззурро» — полотно, традиционное по фабульному построению, нарочито замедленное по повествованию, манере актерской игры. В историю маленького Аззурро и его доброго, сердобольного дедушки в конце картины вплетается любовная драма двух уже немолодых людей. И это, к сожалению, явилось лишь довеском к основному сюжету, который в полнометражном фильме раскрывается довольно подробно. Все же лента в целом впечатляет, вызывает чувство сострадания к персонажам, которые в поисках средств на операцию отправляются в Женеву и после долгих скитаний достигают цели. Об этой доброй, искренной картине коллег из Швейцарии можно сказать много хвалебных слов.
Из этого ряда добротных картин явно выпадают ленты из Турции («Дом ангелов»), Швейцарии («Дозор семи отважных»), Чехии («Сборщики хмеля») с их схематичностью сценарных положений. В некоторых случаях авторам изменяет чувство меры.
Итак, фестиваль фильмов европейских стран стал частью кинематографической жизни республики. Думается, сейчас необходимо решить некоторые вопросы организационного характера, дабы избежать проникновения на ташкентский экран фильмов, вызывающих низменные чувства, нездоровую страсть. Боязнь эта вызвана тем, что в некоторых картинах предыдущих Дней европейского кино муссировалась тема сексуальных отклонений, не говоря об обилии интимных сцен, и это не может не насторожить.
В связи с этим можно было бы предложить проведение смотров, посвященных конкретной тематике. Французские коллеги в прошлом году предложили ташкентскому зрителю фильмы-экранизации на темы: молодые о молодых, молодежь против террора, человек в эпоху компьютера. Подбор картин, отвечающих этим современным темам, несомненно, привлек бы внимание зрителя больше, чем просто показ по принципу новизны.
Критерии отбора показанных фильмов были достаточно высокими и учитывали как зрительский спрос, так и кинематографический. В этом плане опыт Ташкентского международного кинофестиваля подсказывает: в его регламенте необходимо участие авторов фильмов в обсуждениях, беседах за «круглым столом», на пресс-конференциях, посвященных как просмотрам картин, так и проблемам совместных постановок, кинорынка, другим вопросам кинопроизводства. В этом случае можно предположить участие в таком представительном киносмотре лучших узбекских фильмов.
Приятно было видеть переполненные залы Дворца искусств. Таким образом зрителей можно вернуть в кинотеатры, а одна из «сверхзадач» международных кинофорумов именно в этом: возобновление контакта с широкой зрительской аудиторией, привыкающей к «домашним просмотрам» далеко не лучших образцов телесериалов, отвыкающей от коллективного восприятия произведений большого экрана. Дни еврокино еще раз напомнили нам об этом.
kino4
Хамидулла Акбаров.