В связи с десятилетним юбилеем НАК «Узбекистон хаво йуллари» уместно напомнить, что она была и остается единственной в мире авиакомпанией, чей официальный вымпел, увенчанный символическим изображением легендарной птицы Хумо, побывал в космосе
Причем на борту шаттла «Индевор» и орбитальной станции «Мир» в январе 1998 года, когда первый космонавт-узбек Салижан Шарипов совершил свой дебютный полет за пределы Земли. В той памятной экспедиции этот вымпел находился рядом с пятью большим и малыми государственными флагами Республики Узбекистан. После завершения космического рейса практичные специалисты НАСА на каждый флаг и авиационный вымпел оформили красочный сертификат, на котором оставили свои автографы восемь членов американо-российского экипажа «Индевор» во главе с командиром корабля подполковником Терренсом Вилкаттом.
Примечательна сама история звездного путешествия узбекских символов. Идея принадлежит ташкентскому академику Шавкату Вахидову и автору этих строк. Поначалу намечали передать Салижану Шарипову только флаги, но в последний момент в посылку решили вложить вымпел «Узбекистон хаво йуллари». Ведь наша авиакомпания является соучредителем и спонсором Международной аэрокосмической школы, на протяжении более десяти лет работающей летом в Узбекистане, и где наряду с другими специалистами подмосковного ЦПК имени Ю.А.Гагарина занятия с юными талантами ведут Салижан Шарипов, наш земляк генерал Владимир Джанибеков, а также ташкентские авиаторы. Словом, инициатива, одобренная всеми учредителями МАКШ, нашла поддержку в космических агентствах России и США.
Горжусь еще тем, что мне — единственному из узбекистанских журналистов — по любезному приглашению НАСА довелось присутствовать в церемонии старта «Индевора» с флоридского космодрома на мысе Канаверал. А накануне экипаж встречался со своими родственниками и друзьями в охотничьем домике на берегу Атлантики. Под мелодии океанского прибоя на краю космодрома имени Джона Кеннеди мы бродили по дикому пляжу с Салижаном Шариповым и его американскими коллегами, подарили им узбекские тюбетейки и другие сувениры. Салижана больше прельщала ферганская тюбетейка. Ведь он к ней привык с детства: как известно, он вырос на берегах Карадарьи, где и зародилась его мальчишеская мечта о крылатой профессии. И вот спустя годы, наконец, он был близок к осуществлению заветных желаний…
Салижан старался больше говорить по-узбекски, вспоминал годы учебы в узгенской школе, Харьковском авиационном училище, тренировки в Звездном городке и Хьюстоне. С радостью принял весть о том, что группа его ташкентских и андижанских родственников и друзей, приехавших сюда на проводы в космос, основала символическую Флоридскую махаллю, а ее раисом единогласно избрала академика Шавката Вахидова. По такому случаю даже зарыли глубоко в песок под одной из флоридских пальм узбекский коньяк — в надежде, что когда-нибудь доведется вернуться на мыс Канаверал.
Да, то были незабываемые часы и минуты за сутки до старта «Индевора», на котором должен был улететь в свою первую орбитальную экспедицию узбек-космонавт. Салижан чувствовал себя уверенно, близкие и друзья всячески подбадривали его, шутили. Лишь в глазах Салижана то и дело пробегала какая-то грустинка, но не боязнь или неуверенность.
О разных перипетиях той экспедиции на «Индеворе» и «Мире» наша газета рассказывала читателям в сериях репортажей и корреспонденций. Напомним только, что Салижан сфотографировался на фоне узбекского флага, развернутого в салоне орбитальной станции, вместе со своими коллегами Павлом Виноградовым и Анатолием Соловьевым, а в сеансах телесвязи мелькал в тюбетейке и пару раз даже показывал наш авиационный вымпел. Уже в ходе очередного приезда в Ташкент Салижан Шарипов, получивший досрочно звание полковника, торжественно вручил ставший реликвией вымпел и сертификат генеральному директору «Узбекистон хаво йуллари» Арслану Рузметову. Надо полагать, что они займут достойное место в создаваемом музее истории гражданской авиации Узбекистана.
Что касается Салижана, то сейчас у него вновь напряженная пора тренировок в Звездном городке и Хьюстоне по программе шестой экспедиции, которая намечена на осень текущего года на Международную космическую станцию. Ее обживание продолжается наряду с монтажом новых модулей. Так, свой вклад в строительство МКС вносит Япония, проводящая в эти дни у себя заключительные испытания трехкомпонентного исследовательского модуля «Кибо» («Надежда»). Интересно, что он напоминает консервную банку размером с автобус, оснащен внешним 10-метровым роботом-манипулятором для проведения экспериментов в условиях космического вакуума. А внутри предусмотрено помещение для работы четверых астронавтов. Модуль намечается доставить на орбиту в три приема для дальнейшей сборки на месте. Это лишь один из штрихов рутинных монтажных работ на ближайшие годы. Поэтому сейчас экипажи, сформированные из представителей полутора десятков стран, готовятся по комплексным программам. 38-летнему Салижану Шарипову поручено командовать экипажем, куда вошли двое американцев. Один из них — уроженец Перу, 43-летний подполковник морской авиации США Карлос Норьега, уже дважды летавший на шаттлах, и 47-летний перворазник, ученый-материаловед Дональд Петтит. Первый отобран в НАСА восемь лет назад, второй — шесть. Напомним, что С. Шарипов был зачислен в отряд российских космонавтов почти двенадцать лет назад, из которых восемь дожидался первого старта. Надеемся, что последующие его полеты будут интенсивнее и длительнее.
Шахабутдин Зайнутдинов.
Флорида — Ташкент.