Домой » Декабрь » ВРЕМЯ РАССКАЗЫВАТЬ СКАЗКИ

ВРЕМЯ РАССКАЗЫВАТЬ СКАЗКИ

Премьера комической оперы-мюзикла «Бременские музыканты» с большим успехом идет в эти дни на сцене Большого театра страны. В спектакле, поставленном по мотивам одноименной сказки братьев Гримм на музыку Геннадия Гладкова, с удовольствием играют ведущие артисты ГАБТа имени А.Навои. И еще с большим удовольствием его смотрят и дети, и старшее поколение.
Сюжет постановки хорошо знаком зрителям по знаменитым мультфильмам «Бременские музыканты», созданным более 20 лет назад. Этот мультик потом стал основой спектакля, который с успехом шел на сценах музыкальных театров. Почему именно сегодня ведущий театр Узбекистана обратился к этому материалу, ставшему уже своеобразной классикой?
— В этом спектакле есть доброта и чудо, которых всегда ждут в канун новогодних праздников. В нем есть удивительная энергетика и оптимизм, на которых выросли несколько поколений юных зрителей, в нем есть музыкальность и драматургия, — говорит режиссер-постановщик и художник Андрей Слоним.
«Бременские музыканты» воспитывают доброту в детях, ненавязчиво вводят юного зрителя в такой сложный жанр искусства, как опера и мюзикл.
Актеры не просто воссоздают знакомые образы Трубадура и его друзей, Короля, Принцессы и дворцовой свиты, они с удовольствием импровизируют по ходу действия. Сколько восторга вызвала… неожиданная игра в мяч Короля со зрителями первых рядов партера! И сколь блистательным был выход известного оперного артиста Руслана Гафарова… из холла на ковровую дорожку зрительного зала, вдруг превратившуюся в лесную тропинку. Таких актерских находок немало. Прямо на глазах у зрителей переодевается Сыщик в нищенку. Всем понятно, что он затевает, но тем не менее захватывает внимание сама интрига на сцене.
В этом спектакле нет отрицательных персонажей. Каждый герой по-своему обаятельный. Актеры внесли существенные изменения в привычный облик героев, как бы приближая их к современности. Солисты, среди которых есть и известные певцы, и совсем молодые, играют с увлечением.
Спектакль поставили за рекордно короткий срок — всего за полтора месяца. Подготовлено несколько актерских составов. Сам режиссер Андрей Слоним тоже выступил в нескольких ипостасях — создал постановку и сценографию, нарисовал эскизы костюмов, которые изготовили в цехах театра.
Что характерно, в этом музыкальном спектакле небольшими ансамблями задействован хор театра — это ново для артистов хора, таким образом ярче проявляется индивидуальность певцов. В ансамблях — группа фрейлин, группа стражей, группа разбойников, отдельные артисты хора исполняют ответственные партии, в том числе и роль Короля. Здесь очень органично переплетается работа ведущих оперных солистов и ярких артистов хора, которые выступают наравне со звездами оперной сцены. Большую работу провел с исполнительским составом, хором и оркестром новый главный дирижер театра, заслуженный деятель искусств Узбекистана Фазлиддин Якубджанов.
Музыкальные театры страны сейчас переживают непростые времена, потому что мало появляется интересных произведений, особенно мало композиторы пишут для детей. По мнению режиссеров и дирижеров, недостаточно создать мелодию, нужна драматургия, над которой можно было бы работать. Одним из таких композиторов был Владимир Милов, который прекрасно работал не только в эстрадном жанре, он написал несколько разнообразных произведений для детей и детских опер. До сих пор в Большом театре имени А.Навои идет его произведение «Али Баба и сорок разбойников». В репертуаре была замечательная опера Александра Хаэта «Кот в сапогах», которая шла долгое время, но уже сошла со сцены. Спектакль устарел, устарели декорации и костюмы, сейчас уже совершенно другая эстетика. А на подходе что-то не видно верениц ярких оперных произведений для детей, в которых была бы красота мелодии и песнопения, красота сюжета, которая бы ограждала детей от разрушительной силы псевдоискусства.
Иная ситуация с балетным репертуаром Большого театра. Главный балетмейстер, народный артист Узбекистана Ибрагим Юсупов создал несколько интересных спектаклей. Он поставил балеты «Доктор Айболит», «Чиполлино» и «Щелкунчик», которые идут с большим успехом, воссоздается спектакль «Василиса Прекрасная». По его мнению, не надо жалеть средств на детские спектакли. Пусть они будут по-настоящему зрелищными, как «Бременские музыканты».
Наталья Полянская.