В школу пришел молодой директор, инициативный, энергичный, веселый, цитирующий классиков литературы, играющий на музыкальных инструментах, не чурающийся мужской работы — забить гвоздь, собственноручно заварить прохудившуюся трубу. Такое явление произвело потрясение в отдельно взятом педагогическом коллективе, тем более преимущественно женском. Школа ожила. Заработали кружки по предметам, самодеятельного творчества, спортивные секции, органы ученического самоуправления. Разве это плохо? Замечательно! Директора полюбили и учителя, и ученики, и родители.
Но кое-кто устоял перед активным обаянием молодого руководителя и даже усмотрел криминал в его действиях. Разоблачительницей выступила завуч по учебной работе. Ну… не сошлись характерами, не сработались. И директор легонько отстранил от прямых обязанностей своего зама, не лишая при этом должности. Когда в команде согласья нет — инцидента не миновать. И он не заставил себя ждать — в школу нагрянула комиссия Министерства народного образования. Основанием для этого послужило многостраничное письмо, в котором описывались порочащие директора действия и высказывалось требование наказать «зарвавшегося» руководителя. Поработав кропотливо, комиссия установила, что факты, изложенные в письме, увы, подтвердились. Дальше, как и положено, выводы обсуждены в районо на расширенном собрании директоров с участием представителей гороно. Проштрафившийся директор подал заявление об освобождении… Его пожалели, не стали «ломать» предполагаемую в будущем карьеру и позволили уйти «по собственному желанию».
Этот случай был описан в статье «Доходное место?», опубликованной в нашей газете 17 ноября 2001 года. В ней названы фамилии действующих лиц, поэтому повторять их нет смысла. Дело в том, что ситуация эта типичная для любой школы, может быть, лишь за редким исключением. Поэтому важно понять, почему она так часто повторяется? Ответ почти готов — бедственное положение многих школ. Администрация вынуждена изыскивать способы добыть деньги на ремонт, занавески, оплату уборщицам, да мало ли расходов, которые никак не укладываются в понятие «оплата по перечислению». На моих глазах директор одной из школ был вынужден выложить сантехникам за ликвидацию течи в трубе три тысячи сумов… Но директорской зарплаты на все прорехи никогда не хватит. И тогда он, зажмурившись, вынужден идти на нарушения. И все это видят — и школьники, и учителя. И понимают, ведь не для себя, мол, старался. Так и в этой истории.
После ухода директора в редакцию посыпались письма от учителей, учащихся, родителей с повторяющимися фразами и грамматическими ошибками, но с единым требованием: вернуть директора и избавить коллектив от жалобщицы-завуча. Читая эти раскаленные строки, так и хочется сказать: поздно. Нарушения-то были и, если даже они совершались не из-за личной корысти, а для блага коллектива, они все равно квалифицируются как нарушения. Ну а где был коллектив, о чем раньше думали коллеги, родительский комитет, когда новоиспеченный руководитель придумывал группы продленного дня (ГПД), а ведущие их по штатному расписанию учителя фактически занимались кружковой работой? А выплата заработной платы за непроведенные уроки? Кто отказался вести кружок, будучи зачисленным руководителем ГПД? Кто отказался от денег за непроведенный и незафиксированный урок? Никто этого не сделал, в том числе, кстати, и правдоискательница — завуч.
Конечно, бывает, что педагог не может прийти на работу, но он должен в любое подходящее время провести пропущенное занятие, ибо это занятие связано с определенной темой в цепочке знаний, которые учитель должен дать ученикам. Почему же коллектив, уважающий и даже любящий своего директора, фактически подвел его… под увольнение?
В связи с этим конкретным случаем возникают вопросы: почему директора школ идут на финансовые нарушения? Что дали решения Кабинета Министров республики за №414 от 1999 года о предоставлении финансовой самостоятельности учебным заведениям общего среднего образования и более раннее, разрешающее просвещенцам некоторые виды хозрасчетной деятельности? Эти решения, несомненно, приняты, чтобы облегчить жизнь школьных коллективов. Но, к сожалению, их порой истолковывают как разрешение «делать деньги», пренебрегая законами, юридическими, моральными, нравственными. Пример такого превратного понимания важнейших документов мы уже имеем. Но есть много других, свидетельствующих о хозяйском взгляде, предприимчивости, здоровой инициативе руководителей педагогическими коллективами.
В школе № 5 Термезского района Сурхандарьинской области по предложению директора М. Дехкановой на пришкольном дворе выращивают саженцы кипариса, а затем реализуют их в хозяйства области. Экзотическое деревце пришлось по вкусу многим, и прибыль школа получает приличную.
Известен опыт просвещенцев Бахмальского района Джизакской области. Например, школе № 46 имени Т.Н. Кары-Ниязова (директор У. Шоимов) приносит материальное благосостояние «тополиный бизнес». А в школе № 1 имени Шарафа Рашидова по инициативе учителя О. Назаровой открыта комната кройки, шитья и золотошвейного мастерства. Здесь шьют также ученическую форму, и школьницы за год изготавливают для продажи три тысячи комплектов.
По распоряжению Ферганского областного хокимията учебным заведениям выделено 837 гектаров земли и 411,6 га садов. Часть доходов, получаемых от реализации даров садов и полей, направляется для помощи малообеспеченным семьям.
Можно возразить, что этот опыт в городе неприемлем. Но вот при ташкентской школе
№ 307 Хамзинского района открыли «Игротеку». Учитель обслуживающего труда Т.В. Дунец учит девочек моделированию и шитью; ребята изготавливают игрушечную мебель, занимаются лепкой, рисованием, рукоделием. В период летних каникул многие дети провели в «Игротеке» свои лучшие дни. Плата за занятия, как говорят, по карману родителям, а польза обоюдная: и детям хорошо, и на счет школы поступает определенная сумма денег.
Способов заработать на школьные нужды легальным путем, не запуская руку в государственный или родительский карман, немало, нужно только смекалку приложить. Но, видимо, последнее и составляет особую трудность для многих руководителей.
С болью в сердце приходится наблюдать, как в иных школах процветает, так сказать, «рынок». В таком учебном заведении занятия ученика становятся предметом купли-продажи. А как иначе назовешь явление, когда родителям отстающего учащегося учитель предлагает себя в репетиторы за определенную сумму. С таким явлением сегодня вы столкнетесь в любой школе Ташкента. Во-первых, никакое это не репетиторство, а просто дополнительное занятие, проведение которого многие добросовестные учителя считают своим профессиональным долгом. В таких внеурочных занятиях для учителя есть резон: ведь это он на уроках не достиг желаемого результата, не добился полного усвоения материала всеми учащимися. Может быть, в том, что ученик получает по предмету не выше тройки вина учителя лишь частичная, но дополнительным занятием он делает хотя бы попытку помочь отстающему.
Спрашиваю учителя русского языка Л.А. Полонскую:
— Вы занимаетесь репетиторством с учениками своего класса?
— Ну что вы! — искренне удивилась она. — Это означало бы, что я заставляю его купить хорошую оценку.
— Но если ученику необходимо дополнительное занятие, почему вы должны тратить свое личное время бесплатно? Именно так рассуждают учителя, стоящие на такой позиции. Разве они не правы?
— Думаю, что нет. Проведение дополнительных занятий входит в должностные обязанности учителя. Деньги за своих учеников вообще брать нельзя, поскольку это может квалифицироваться как вымогательство, своеобразная покупка оценки у учителя.
Уверена, такой точки зрения придерживается большинство учителей, имеющих чувство профессионального достоинства. Но, поговорив с одним из заведующих районо, столкнулась с другой стороной вопроса.
— Это безобразие! — воскликнул он на мой вопрос.
А дальше пояснил:
— Безобразие то, что учителя не сообщают о своих дополнительных доходах налоговой инспекции.
— Значит, допустимо? — уточняю.
— Да. Но учитель должен это официально оформить.
Вот еще одна грань проблемы. Возможно, об этом можно говорить, но только тогда, на мой взгляд, когда речь идет о репетиторстве вообще (кстати разрешенном вышеназванным решением Кабинета Министров) как способе дополнительного заработка учителя. Однако этическая сторона репетиторства в своем собственном «доме» сильно страдает и даже грех перед государством тускнеет в сравнении с моральным ущербом, наносимым несформировавшемуся мировоззрению ученика.
Учитель высшей категории, проработавший много лет директором одной из ташкентских школ, кандидат педагогических наук Елена Борисовна Чеврениди говорит:
— Там, где деньги становятся стеной, а поступки педагогов водоразделом в отношениях со школьниками, КПД педагогического труда сводится к нулю. И уже не вернуть упущенного времени, отведенного на обучение, воспитание и формирование подрастающей личности, как не вернуть ушедшего поезда. Конечно, чересчур скромна учительская зарплата, но совесть наставника, его педагогическое мастерство — вот приоритеты, способные внушить уважение, признание, любовь учащихся, которые иногда греют человека всю жизнь.
Элла Хохрова.