В Ташкенте состоялась вторая конференция «E-Commerce Tashkent, 2002», посвященная развитию lt — электронного бизнеса и АСУП — автоматизированным системам управления предприятиями.
Главным организатором этого интерфорума выступает американская корпорация Eurasia technology group inc (ETG), занимающая активные позиции в области развития и продвижения информационных технологий в странах СНГ.
Корпорация Eurasia technology group inc принимает активное участие во всех региональных проектах, направленных на развитие информационных технологий. В течение последних трех лет ETG со своими партнерами организовала и провела более двадцати форумов, конференций, фестивалей и выставок в Москве, Алматы, Баку, Бишкеке, Ереване, Тбилиси, Ташкенте.
Особое место в деятельности корпорации занимает Узбекистан, где вопросы развития высоких технологий взяты под государственную опеку. Еще в 1993 году был принят Закон об информатизации, в 1994 году правительством была утверждена концепция информатизации республики. В этом же году был принят Закон по правовой охране программ для ЭВМ и баз данных. Идея превратить Узбекистан в передовое государство в информационно-телекоммуникационных технологиях, заложенная в этих и других нормативных документах, последовательно реализуется.
Самое пристальное внимание развитию информационных технологий уделяет Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, назвавший развитие Интернета в числе пяти важнейших, приоритетных направлений развития экономики страны.
Опубликованные в мае 2002 года Указ Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий» и в июне 2002 года постановление Кабинета Министров республики «О мерах по дальнейшему развитию компьютеризации и внедрению информационно-коммуникационных технологий» создали в этой области наиблагоприятнейший налоговый и инвестиционный климат, явились огромным дополнительным стимулом в дальнейшем активном развитии Интернет-технологий.
Электронная коммерция, несмотря на свою молодость, стала одной из самых привлекательных областей деятельности в Интернете. Он-лайновые сделки, заключенные с помощью Интернета, становятся отличительной чертой бизнеса XXI века. Считается, что экономия от продаж в Интернете, по сравнению с традиционными формами торговли составляет от 20 до 30 процентов. Неоспоримо преимущество Интернета и в размещении рекламы, информации.
Регулярность проведения этого Интернет-форума свидетельствует о том, что сложившиеся в республике благоприятные условия позволяют Узбекистану делать хотя и первые, но довольно уверенные шаги в освоении электронной коммерции. Примером может служить проект, находящийся на заключительной стадии создания, — электронная торговая площадка Министерства внешнеэкономических связей Республики Узбекистан. Она является совместной разработкой корпорации ETG, Узинкомцентра МВЭС и Platinum partners (США). По мнению экспертов, проект сегодня является одним из крупнейших не только в регионе Центральной Азии и Кавказа, но и на территории СНГ. Благодаря электронной торговой площадке Узбекистан получает возможность торговать хлопком, цветными и черными металлами, продукцией газовой и химической промышленности и многим другим, связываясь со своим потенциальным потребителем в любой точке земного шара в течение 24 часов в сутки.
Недавно запущен еще один проект, созданный корпорацией The Pragma и USAID. Через веб-сайт www.smetradecenter.net предприятия малого и среднего бизнеса Центральноазиатского региона получают доступ к рынку в Интернете, где покупатели и продавцы могут связаться друг с другом и с глобальным рынком. Для центральноазиатских компаний эта услуга полезна тем, что об их продукции узнают не только в регионе, но и во всем мире, у них будет возможность реально конкурировать в получении покупателей.
Почти два года функционирует созданный Палатой товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана при технической поддержке Госкомимущества республики многофункциональный информационный центр (МИЦ), который объединяет в единую сеть информационные базы 14 территориальных и множества городских и районных палат товаропроизводителей и предпринимателей. В его базе данных имеется информация о конъюнктуре рынка товаров и услуг, реквизитах хозяйствующих субъектов и зарубежных компаний, желающих установить партнерские отношения, инвестиционных проектах предпринимателей Узбекистана и зарубежных государств.
Ряд компаний Узбекистана реализует проекты, связанные с созданием электронных магазинов.
Второе направление конференции посвящалось атоматизированным системам управления предприятиями — АСУП. Ныне вместо АСУП введено новое обозначение — ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия) — система поддержки внутренних бизнес-процессов компании. ERP объединяет информацию, использованную многочисленными подразделениями организации, в унифицированную компьютерную систему. Это означает, что для управления информацией вместо изолированных баз данных каждого взятого подразделения предполагается использовать одну и ту же базу данных. Это позволит руководству компании и работникам в разных отделах всегда иметь правдивую, актуальную и одинаковую информацию. Унифицированная природа ERP-системы может привести к значительным преимуществам, включая уменьшение вероятности ошибок, большую скорость и эффективность, более полный доступ к информации.
В советское время в Узбекистане в конце 70-х — начале 80-х годов прошлого столетия многие предприятия пытались внедрять у себя АСУП. Однако попытки не принесли ощутимых результатов, так как системы были далеки от совершенства и способствовали автоматизации лишь отдельных частей сложной бизнес-структуры предприятий.
В настояще время в Узбекистане отмечается повышенный интерес к ERP. В ряде министерств, ведомств, крупных предприятий сделаны первые шаги во внедрении ERP и перевода части деятельности в электронный формат. Ими создаются собственные корпоративные Интернет-порталы, позволяющие осуществлять тендерные закупки, выставлять предложения через свои электронные каталоги, посредством Интернета осуществлять передачу и прием информации через корпоративную Интернет-почту и т.д. Уже довольно активно функционируют корпоративные Интернет-порталы «Узвнешнефтегаза», «Узбектуризма», «Узбеклизинга» и других.
В работе конференции «E-Commerce Tashkent, 2002» — крупнейшего международного Интернет-форума — приняли участие представители солидных мировых производителей программных и компьютерных технологий, международных консалтинговых компаний, известнейших иностранных инвестиционных фондов, крупных предприятий республики, министерств, ведомств, банков, страховых компаний, акционерных обществ, международных и общественных организаций, ведущих иностранных компаний, работающих в Узбекистане.
Р. Ибрагимов.