Домой » Апрель » БЕДА ПРИХОДИТ БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

БЕДА ПРИХОДИТ БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

В чрезвычайных ситуациях специалистом должен быть каждый
Согласно данным зарубежной литературы, анализ 5200 наиболее распространенных и опасных природных явлений показывает, что число катастроф с высоким ущербом за последние 30 лет увеличилось в 3,5 раза, а катастроф, связанных с гибелью людей, в 2,1 раза.
По данным мировой научно-технической и специальной литературы, только за период с 1965 года по 1992 год на земле погибло от катастрофических природных явлений около 3,6 млн человек, пострадало более 3 млрд человек.
В 1998 году количество чрезвычайных ситуаций природного типа составило 538, а число погибших — более 50 тысяч человек.
Печальным примером, имеющим губительные последствия, является землетрясение 1999 года в Турции, где количество погибших составило более 17 тысяч человек.
Тенденция роста таких явлений, по мнению специалистов, занимающихся в области чрезвычайных ситуаций, кроме большого количества человеческих жертв, может привести к возможному экономическому ущербу, составляющему, по расчетным данным, более 280 млрд долларов США.
Узбекистан находится в регионе, где из-за специфичных геолого-географических процессов тоже происходят различные стихийные бедствия (землетрясения, сели, оползни, наводнения), поэтому постоянно существует опасность возникновения чрезвычайных ситуаций. Нужно пытаться смягчить негативное воздействие, сделать население менее уязвимым и способным противостоять чрезвычайным ситуациям с минимальным ущербом. Большая плотность населения и его рост могут повысить риск чрезвычайных ситуаций и углубить их последствия.
Каким образом можно совершенствовать проблемы защиты населения, территорий и объектов народного хозяйства от чрезвычайных ситуаций?
Государственная система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях является частью национальной безопасности. Она охватывает практически все сферы деятельности, независимо от форм собственности, как на ведомственном, территориальном, так и на межведомственных уровнях. Как в любой отрасли, чтобы умело действовать, и тут нужны знания и сноровка.
В соответствии с постановлением правительства № 143 в апреле 1996 года Республиканский центр подготовки руководящего состава по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям преобразован в Институт гражданской зашиты Министерства по чрезвычайным ситуациям. Он является государственным учреждением высшего профессионального образования.
Здесь обучают слушателей на собственной учебно-материальной базе, а в необходимых случаях — на базе закрепленных за Институтом подразделений объектов народного хозяйства.
За время существования институтом подготовлено более 9200 специалистов для системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях республики. Кроме того, вне плана институтом обучено более 150 сотрудников Министерства по чрезвычайным ситуациям, 120 сотрудников компании «Мубарекнефтегаз».
Со всеми категориями обучающихся профессорско-преподавательским составом института проводились занятия по книге Президента Республики Узбекистан
И. А. Каримова «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса», Законам Республики Узбекистан «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской защите», «О радиационной безопасности», «О борьбе с терроризмом».
Вычислительный центр института полностью подключен к учебному процессу. Занятия по отдельным темам, а также все зачеты проводятся с использованием компьютерной техники, с учетом языковой потребности обучаемых.
Преподаватели института постоянно оказывают необходимую методическую и практическую помощь всем Центрам подготовки руководящего состава областных управлений по чрезвычайным ситуациям, Каракалпакстана, специалистам Алмалыкского ГМК, Навоийского ГМК, других предприятий, министерств, ведомств, учебных заведений. По мере необходимости, на дискеты записывают методические разработки, фондовые лекции, подготовленные в институте, на видеокассеты перенесены фрагменты, касающиеся вопросов гражданской защиты.
Для проведения занятий привлекаются видные ученые и ведущие специалисты других министерств и ведомств.
Закрепляют теоретические знания и приобретают практические навыки слушатели на объектах «Фотона», Центрального телеграфа, Республиканского центра экстренной медицинской помощи.
В 2001 году Институтом гражданской защиты выполнена научная работа по гранту (ГКНТ) «Чрезвычайные ситуации и мероприятия по защите». Ее результатом стало издание учебного пособия «Фавкулодда вазиятлар ва мухофаза тадбирлари» («В чрезвычайных ситуациях и мероприятия по защите»).
В прошлом году изданы также два государственных стандарта республики: «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения».
Уже в нынешнем году подготовлены и переданы в Узгосстандарт для рецензирования и получения разрешения на издание еще три госстандарта. Подготовлена и утверждена концепция «Преподавание предметов по гражданской защите в системе народного образования Республики Узбекистан», разработаны учебные программы, издано учебное пособие для преподавателей, проводящих занятия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебных заведениях общего и среднего образования.
Сотрудники института вошли в авторский коллектив изданного научного труда «Водные ресурсы, проблемы Арала и окружающая среда». Они принимали участие в работе более 40 научно-практических конференций, семинаров.
Институтом налажено тесное сотрудничество с Министерством по чрезвычайным ситуациям Украины, с кафедрой подготовки специалистов гражданской обороны Киевского национального университета строительства и архитектуры. В сборниках «Научно-практические проблемы моделирования и прогнозирования чрезвычайных ситуаций» при МЧС Украины опубликовано 14 статей наших сотрудников.
С 2000 года мы издаем социально-массовый и научно-практический журнал «Фукаро мухофазаси — Гражданская защита», в котором ученые и специалисты печатают материалы по актуальным вопросам гражданской защиты.
Какой стороны деятельности института не коснись, она чрезвычайно важна. Необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов очевидна. Только обладая необходимыми знаниями и навыками, можно снизить материальный ущерб, ежегодно наносимый обществу различными видами чрезвычайных ситуаций.
А реальных угроз жизнеобеспечению населения меньше не становится. Перечислим некоторые из них: сложная экологическая обстановка, проблемы, возникшие из-за Аральского моря, ограниченность земельных и водных ресурсов, загрязнение почв, воды и воздуха различными промышленными, бытовыми и другими отходами.
Из чрезвычайных ситуаций, характерных для территории страны, — стихийные гидрометеорологические явления (сели, лавины, прорывы высокогорных озер и др.). Они наиболее активно сказываются в горных и предгорных районах Узбекистана. Выявлено 238 высокогорных опасных озер, 46000 кв. км территорий республики относятся к селеопасным и паводкоопасным зонам, более 1000 рек и саев могут стать источниками наводнения.
Поэтому разработка научных основ прогнозирования и предупреждения таких опасных природных явлений с применением мониторинга на территории Узбекистана и сопредельных государств являются важнейшей научной задачей.
К чрезвычайным ситуациям, связанным с природными явлениями, относятся опасные геологические процессы: землетрясения, оползни, обвалы и другие катаклизмы. На территории Узбекистана, по мнению специалистов, выделены три категории сейсмогенных зон, где вероятно возникновение максимально опасных землетрясений с магнитудой 5,5 — 7,5 и интенсивностью 7-9 баллов. К счастью, между сейсмогенными зонами имеются участки, на которых отсутствуют геологические предпосылки вероятности возникновения сильных землетрясений.
По данным специалистов института сейсмологии, все сильные землетрясения, возникшие после 1976 года, происходили в пределах сейсмогенных зон. Если учесть, что там проживает более 15 миллионов населения республики, то становится ясным важность разработки общей карты сейсмического районирования различного масштаба, научных основ прогнозирования землетрясений.
Как считают специалисты «Узбекгидрогеологии», на территории республики зарегистрировано более 12 тысяч оползневых участков, где ежегодно регистрируются 150-250 оползней, а в аномальные по увлажнению годы до тысячи с объемами от 30-300 до 1-90 млн кубометров. В основном они случаются на территории Ташкентской, Самаркандской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской областей на площади 510 тысяч га.
Огромен масштаб и рукотворных катаклизмов. Промышленные предприятия республики выбрасывают в атмосферу более 100 наименований загрязняющих веществ. В территориальном разрезе около 84 процента приходится на Ташкентскую, Ферганскую, Кашкадарьинскую, Бухарскую и Навоийскую области. Большой спектр загрязняющих веществ, причем, специфических, выбрасывают предприятия пяти основных отраслей — энергетической, черной и цветной металлургии, химической, строительной, мусоросжигающей, а также автотранспортной.
В республике известны более 50 загрязняющих ингредиентов, среди которых наиболее распространены — нитраты, фенолы, нефтепродукты, хлорорганические, а также тяжелые металлы.
Сегодня вряд ли можно ждать резких изменений к лучшему. Химическая промышленность Узбекистана оснащена в значительной мере как морально, так и физически устаревшим оборудованием, чрезвычайно энергоемка. Износ основных производственных фондов отрасли превышает 65 процентов, в том числе машин и оборудования — 70 процентов, что делает отрасль одним из основных возможных источников возникновения чрезвычайных ситуаций. Правда, у химиков идут процессы разгосударствления и приватизации, созданы предприятия с измененной формой собственности, работают совместные предприятия с привлечением инвестиций для повышения эффективности производства, а значит, и безопасности.
Особую тревогу у персонала и населения, проживающего вблизи предприятий, вызывают ПО «Электрохимпром» (Чирчик), ПО «Азот» (Фергана), ПО «Навоиазот, ПО «Аммофос» (Алмалык), Самаркандский химический завод.
Еще один очаг угроз связан с радиационной безопасностью и охраной окружающей среды от загрязнения радиоактивными веществами. Поэтому бесконтрольное заселение таких территорий и выпас на них скота может привести к серьезным экологическим осложнениям и нанести большой вред здоровью населения.
Вызывают беспокойство в экологическом плане и объекты наших соседей: Таджикский алюминиевый завод, Сарезское озеро, хвостохранилища радиоактивных отходов вдоль берегов реки Майлуу-Суу в Кыргызстане.
Поскольку многие катастрофы и стихийные бедствия предотвратить нельзя, борьба за уменьшение ущерба и потерь от них становится важным элементом государственной политики. Правовые и нормативные основы в этой сфере закреплены рядом законов, а также Постановлением Кабинета министров № 558 от 23.12.1997 г. «О государственной системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан». Для решения научных задач очень важно объединить усилия как ученых, так и специалистов Госкомитета по охране природы, Главного управления по гидрометеорологии, Государственной службы слежения за опасными геологическими процессами, агентства «Саноатконтехнадзор», ряда научно-исследовательских институтов Академии наук республики, институтов Министерства высшего и среднего специального образования и других. Без их вклада реализовать научно-технические программы, создать единую республиканскую автоматизированную систему мониторинга чрезвычайных ситуаций, единого банка информационных данных в полном объеме невозможно.
А ведь в Законе «О гражданской защите» записано: «Обучение населения в области гражданской защиты является всеобщим и обязательным в общеобразовательных школах, академических лицеях, профессиональных колледжах, высших учебных заведениях, на производстве и по месту жительства». Особую актуальность эта проблема приобретает в свете произошедших террористических актов 11 сентября 2001 года в США.
Если граждане, вовлеченные в сферу производства, обучаются по специальной программе, то подготовка неработающего населения по месту жительства как на селе, так и в городах, проходит не на должном уровне, а во многих случаях и вообще не проводится.
И это при том, что наш институт располагает современными методиками и средствами обучения, пройдя которое население способно с минимальными потерями, а то и вовсе без них, противостоять стихии.
Миржалил Юнусов.
Начальник кафедры Института гражданской защиты, доктор технических наук, профессор.

ИСПЫТАНИЕ СТИХИЕЙ
Серьезным испытанием на прочность не только для населения Сариасийского, Узунского, Денауского и Алтынсайского районов, но и служб гражданской защиты стали первые в нынешнюю весну сильные дожди и селевые потоки.
Многократное увеличение воды в реках Сангардак. Обизаранг, Вахшивар, Ходжайлак и Кизилсув нанесло значительный урон сельскохозяйственным угодьям, и в первую очередь посевам зерновых, хлопчатнику под пленкой.
Ущерб мог быть куда ощутимее, если бы не упреждающие меры: местные власти и службы областного управления по чрезвычайным ситуациям противопоставили стихии организованность и оперативность. По сигналам раннего оповещения из оползне- и селеопасных зон заранее были эвакуированы люди из 435 индивидуальных хозяйств и еще свыше ста человек из кишлака Шокишлок, раскинувшегося непосредственно на берегу Обизаранга.
В названных, а также Шурчинском и Байсунском районах развернули работу временные штабы по борьбе со стихией. Для укрепления берегов Сангардака и канала Хазарбаг завезено и уложено около 300 кубометров рваного камня, еще столько же на других объектах. На особенно разбушевавшейся водной артерии Обизаранг на берегоукрепительные работы потребовалось 160 кубометров бетона и 250 кубометров камня.
В самый разгар защитных мероприятий здесь были задействованы 300 человек и свыше 80 единиц различной техники.
Побывавшие на месте событий государственный советник Президента И. Джурабеков и министр МЧС генерал-майор Р. Хайдаров провели оперативное совещание, посвященное скорейшей ликвидации последствий разгула водной стихии.
Правда Востока.
Сурхандарьинская область.