О мелодраме спорят, ее ругают и игнорируют. А ведь сам жанр не виноват. Вспомним непрерываемый годами успех на сцене «Дамы с камелиями» или «Мост Ватерлоо» в кино. Трудно представить другие произведения, где бы так ярко и выпукло звучала нравственная тема, рассматривались вопросы взаимоотношений людей, смысла жизни. Жанровая окраска этих лент неоднозначна. Так, особенная глубина и широта интерпретации подняла на уровень эпоса, казалось бы, личную историю Скарлетт (О`Хара) в «Унесенных ветром», в другом случае мелодрама обретает элегический оттенок легкой и игривой комедии в «Иронии судьбы», «Служебном романе».
Заметное место в развитии узбекского кино заняла мелодрама. Вспомним «Об этом говорит вся махалля» или «Мой добрый человек», стабильный успех во многих странах имела «Нежность». К сожалению, в последнее время кинематограф недостаточно уделяет внимания темам любви, личных переживаний, семейных связей, оставляя потребности зрителя в подобных фильмах второсортным поделкам зарубежного производства.
С развитием общества, изменением экономического и социального климата, усиливается тяга людей к произведениям морально-этической проблематики. Хочется видеть фильмы, отражающие состояние современной нравственности, отвечающие на вопрос, как жить в новых условиях, в чем назначение человека. Прежде всего вызывает интерес не просто порядочный и «морально-устойчивый» герой, но в то же время незаурядный, значительный, чтобы мог служить неким вдохновляющим примером.
Нельзя сказать, что наши кинематографисты не ведут работу в этом направлении. Попытки создать ленты, поднимающие серьезные проблемы бытия, обращенные к истории и современности, судьбам людей, намечались и в фильме «Мужской танец» Ю. Разыкова, и в «Пешем» Р. Маликова, и в «Памяти» С. Назармухамедова. Но в одних случаях подводила поспешность, нетребовательность авторов, в других — элементарное неумение. Как-то один из моих студентов-первокурсников, оценивая уровень воздействия республиканского кино, заявил: «В наших фильмах, по-моему, очень много вымысла, недаром говорят «как в кино». А ведь эти упреки исходят часто от молодых — от тех, кто составляет костяк зрительской аудитории, кто традиционно видит в кино источник познания жизни, человеческих взаимоотношений.
Многие из предъявленных претензий зрителей можно было решить благодаря более активному освоению таких жанров, как комедия и мелодрама. Во-первых, это выгодно экономически. Фильмы такого рода не требуют больших средств, с другой стороны, отвечают чаяниям широкого зрителя, жаждущего сопереживаний, радости открытия. Немало пользы в создании таких лент могли бы получить и наши актеры, соскучившиеся по жизненно емким, богатым эмоциями, завлекательным ролям. Конечно, трудно угодить всей публике, общество неоднородно. Очевидно, должны выходить картины различной сложности. Но есть вещи, на которые все одинаково отзывчивы, — это талантливо выраженная правда.
Подобная тенденция не столь иллюзорна. Здесь может пригодиться и богатый опыт, и еще не вполне использованные резервы. Недавно был создан довольно приятный и профессионально достойный фильм З. Мусакова «Мама» — произведение ярко выраженной мелодраматической «ориентации». В повествовании наличествуют все так называемые элементы жанра — острая интрига, неожиданные повороты сюжета, патетика выражения чувств. Поучительна практика более молодого телевизионного кино, такие произведения которого, как «Горный жених», «Чархпалак», неплохо прошли в зале Дворца искусств.
Джура Тешабаев.