«Жизнь прожить — не поле перейти». Эту истину можно с полным правом отнести к судьбе Василия Александровича Иванова, отмечающего в эти дни свой 90-летний юбилей. Шестьдесят из них он отдал железнодорожному транспорту. Причем сорок лет преподавал в Ташкентском институте инженеров железнодорожного транспорта.
…Раздумий над выбором профессии у парня не было: он пошел по стопам отца, став кочегаром на паровозе. И в Ташкент попал по воле судьбы. Шла война. Эшелоны с людьми, заводским оборудованием эвакуировались на восток с захваченных немцами территорий. Так Василий Иванов оказался в Ташкенте. На просьбы отправить на фронт в военкомате ему отвечали: «Ваша работа в депо не менее важна».
Работая в депо, Иванов уже после войны заканчивал механический факультет Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта. Нелегко было сочетать работу с учебой, но он не только выдержал это испытание, но и осуществил свою давнюю мечту — занялся любимым делом.
С детства Василий Александрович занимался рисованием, черчением. А когда узнал, что Московский архитектурный институт, эвакуированный в годы войны в Ташкент, проводит очередной набор, поступил в этот вуз.
Долго учиться не пришлось. Институт возвращался в Москву. Руководство депо не отпустило Василия Александровича на учебу в столицу. И все же ректор Московского архитектурного института издал приказ, представив Иванову академический отпуск на год, в надежде, что за это время Василий Иванов сумеет убедить начальство, что должен продолжить учебу.
И снова случай вмешался в судьбу Василия Александровича. Как-то в книжном магазине он встретился с деканом Ташкентского художественного училища им. Бенькова. Тот знал Василия Иванова по его картинам, которые деканат архитектурного института выставлял в книжном магазине на бывшей улице Карла Маркса. Работы Иванова всегда выделялись. Он предложил Иванову поступать на третий курс художественного училища. Василий Александрович согласился. Получив в 1947 году диплом с отличием, молодой художник продолжал работать в депо старшим инженером.
В 1955 году в Ташкентском институте инженеров железнодорожного транспорта открылся факультет промышленного и гражданского строительства (ПГС), потребовались преподаватели по начертательной геометрии и математике. Вот тогда Василия Александровича пригласили преподавать начертательную геометрию и инженерную графику.
Сорок лет проработал он здесь ассистентом, затем преподавателем и старшим преподавателем. Василий Александрович многое сделал для кафедры «Графика». Здесь трижды издавалась «Рабочая тетрадь по начертательной геометрии», основную нагрузку по ее подготовке всегда выполнял Иванов. Он также автор и разработчик специальных чертежных столов, за которыми и сегодня занимаются студенты.
Многие годы В. А. Иванов был «штатным» художником института. В коридорах, аудиториях, холлах до сих пор висят наглядные пособия, портреты ученых и преподавателей вуза, выполненные его рукой. Он готовил стенды и выставки лучших работ своих питомцев.
На территории ТашИИЖТ воздвигнут монумент погибшим в годы второй мировой войны сотрудникам института. Он сооружен на средства, собранные педагогами и студентами. Проект подготовил архитектор О. А. Рушковский, а бронзовый бюст солдата отлит Василием Александровичем.
Все годы работы в институте Василий Александрович являлся бессменным художником вузовской газеты «Вперед». Сейчас на кафедре «Графика» хранится альбом, в котором собраны все рисунки ветерана. Достойную лепту внес он и в создание музея, открытого к 50-летию института. Он был и оформителем, и художником, и редактором.
И сегодня 90-летний Василий Александрович Иванов полон творческих задумок. И все же мечтает о спонсорах, которые помогли бы воплотить в жизнь его замыслы.
В. Епифанов.
Кандидат исторических наук.