Домой » Апрель » ДОХОДНОЕ ДЕЛО?

ДОХОДНОЕ ДЕЛО?

Заметки о школьном предпринимательстве
Информация к размышлению. В прошлом году школы, дошкольные и другие учреждения народного образования Джизакской области выращивали различные сельхозкультуры на площади 852 гектара и получили более 24,5 млн сумов чистой прибыли. От продажи продукции швейных мастерских, цехов национальных ремесел, услуг парикмахерских, деятельности репетиторов, тренеров и консультантов спортивных секций, работы кружков, воскресных школ и классов школы заработали почти четыре миллиона сумов. Большинство средств было использовано для приобретения учебников, помощи педагогам, организации торжеств.
По плану отдела маркетинга, созданного при областном управлении народного образования и непосредственно занятого школьным предпринимательством, в этом году чистая прибыль от школьного бизнеса должна составить не менее 40 млн сумов. Судя по конкретным результатам, это вполне достижимо. Однако на этом пути пока что немало проблем.
Считай, ежедневно в обувную мастерскую, что по соседству с корпунктом «ПВ», после обеда приходит улыбчивый юноша, надевает фартук и принимается за работу. Сын, родственник мастеру? Оказывается, нет. Родители попросили поднатаскать парня, чтобы не слонялся зря. А шестикласснику дело понравилось. Сам зарабатывает на мороженое. И приобретает специальность, которая всегда пригодится.
Вот еще один пример. После занятий группа вот таких юных мастеров работает… под школьной крышей. Зарабатывают и приносят прибыль родному коллективу.
Да, госдотации не вытянут школу из болота проблем. Значит, пора прекратить трясти кошельки родителей школьников. Есть вполне цивилизованные и вполне доступные методы зарабатывания денег, не мешающие обучению и воспитанию. Что удерживает? Ведь уже есть положительный опыт.
Во многих школах Бахмальского района, например, открыты швейные и столярные мастерские, станции техобслуживания автомобилей. В Заамине и Галляарале бригады из старшеклассников не только обновляют мебель, но и производят ее сами. В Зарбдаре и Учтепе, Пахтакоре и Зафарабаде дети выращивают тополя, собирают вторсырье. При умелой постановке работы неплохие деньги приносит аренда земли. И здесь многое, если не все, зависит от директора школы.
— В прошлом году от реализации пшеницы, — сказал директор дустликской школы № 4 имени М. Дададжанова
М. Нуркобилов, — мы получили 700 тысяч сумов чистой прибыли. И еще 400 тысяч поступят на наш счет от продажи хлопка.
Казалось бы, что такое один миллион? Но кто даст его? А тут — свои деньги, и потратит их школа по своему усмотрению. И так продолжается седьмой год. Скорее всего школа попросит в хокимияте еще гектаров десять земли, потому что на двадцати получаются неплохие результаты: зерновых получено до 45 центнеров с гектара, хлопчатника — около 30.
Есть в степи еще немало участков, пригодных для возделывания хлопчатника и зерновых. Казалось бы, можно выращивать и овощи, и бахчевые. Но это разорительно, потому что у школы, кроме лопат и кетменей, ничего нет, а за технику, обработку, полив, удобрения, ГСМ и прочие услуги нужно платить. В прошлом году две дустликские школы отказались от земельных участков. Причина? Убыточное хозяйствование. Есть примеры, когда земля перестает родить, потому что ее довели до «отчаяния»: коллекторы забиты, дренаж заилен, лотки разбиты и вообще не хватает поливной воды.
Верно говорят, чтобы что-то получить, надо вначале вложить. Мы нередко хотим сиюминутного успеха. Так дела не делаются. Говорю о прописных истинах, но вынужден, потому что на одни и те же «грабли» школьные фермеры наступают много раз. А не лучше ли помочь им реально, освободив на два или три года от нормативной сдачи урожая государству?
Госхозы или фермерские коллективы без особой охоты помогают школе. Их можно понять: сами потонули в долгах. Если власти «нажмут», вынуждены соглашаться на смехотворные отчисления. В итоге «галочки» в отчетах о ремонте школ, жалобы родителей на поборы.
Так что выход один: серьезно вести школьное фермерское хозяйство, не отворачиваться от малого и среднего бизнеса с привлечением учеников. Любое дело — доходное, если оно поставлено с умом.
Николай Барашкин.
Соб. корр. «Правды Востока».
Джизакская область.
biznes-shkola