Домой » Апрель » В ОСАДНОМ ПОЛОЖЕНИИ

В ОСАДНОМ ПОЛОЖЕНИИ

оказался «зеленый рынок» Джизака, но решением проблемы власти занимаются неохотно
Случилось так, что этот рынок стихийно стал центральным городским, где сегодня наблюдается немалое количество торговцев и покупателей. По ближайшим к рынку улицам не то что проехать — пройти трудно. Именно здесь чаще всего происходят столкновения автомобилей, наезды на пешеходов.
Почти год назад в корреспонденции «Горошина в салоне» «Правда Востока» поднимала эту проблему. Однако никто на нее не откликнулся. Сегодня, образно говоря, это уже не «горошина», а «орех», внимание на который все же обратить придется. То есть ответить: как быть с теснотой и неудобствами на рынке? Желающих высказать реальную точку зрения в городском хокимияте не нашлось, в областной администрации сослались на чрезвычайную занятость. Свое, но далеко не субъективное мнение на сей счет выразил член Союза архитекторов Узбекистана, автор разработки действующего генерального плана города Джизака Абдугани Бурханович Бурханов:
— Сколько себя помню, столько времени этот рынок перестраивается. Но в принципе он остается на одной и той же территории, не считая незначительных приобретений в виде дополнительных навесов и строений для частников. Он находится в тисках дорог — автомобильных и железнодорожных. И теперь представляет собой сущий муравейник, который так и стремится вырваться «на свежий воздух». В итоге оказывается на проезжей части.
Если уж рынок столь популярен и довольно исправно пополняет городскую казну, есть смысл принять нестандартное решение. А именно? С рынком вполне мирно соседствуют предприятия и организации, которые, с позволения властей, могли бы переселиться, скажем, в промышленную зону города, а свои старенькие площади со строениями предоставить торговому соседу. На территории ремонтно-механического завода, например, вполне можно устроить оптовые терминалы, а административный корпус передать под гостиницу, соорудив подземный переход от нее к основному рынку. Понимаю, предприятие выполняет очень важную работу, но то же самое оно может делать за городом, где пустуют хорошие корпуса.
Второй объект, который также без особой проблемы можно передать рынку, — мукомольный завод. Его территория находится буквально в 300 метрах. Подобное предложение кому-то покажется нереальным, потому что это дополнительные заботы. Но обоим предприятиям давно пора из жилого района переходить в промышленный. На карте города они появились в начале 40-х годов, когда это была окраина небольшого поселка. Здесь потребуется принципиальное решение властей с учетом генерального плана города, рассчитанного на перспективу. К сожалению, за десять лет в Джизаке на том месте, где должен располагаться центральный рынок, власти (с молчаливого согласия городских и областных архитекторов) соорудили новый детский парк. А «старый» буквально уничтожен. Уничтожены сотни деревьев и кустарников, неизвестно куда подевались «колесо обозрения» и детская железная дорога. В итоге ни туда, ни сюда, кроме праздников, люди не приходят.
С центральным рынком не получилось — возвели большой оптовый за городом. И туда народ не пошел. Люди предпочитают «зеленый», который роем гудит всю неделю.
В пойме реки Санзар, по проспекту Рашидова появился рыночек, который специализируется на автотехсервисе. Это факт (и не единственный) нарушения функционального зонирования генплана города. И у «новичка» те же проблемы: отсутствует предрыночная площадь, нет автостоянки, вызывает сомнение архитектура главного фасада. Оказывается, что на месте этого рынка когда-то было… кладбище.
Однозначно, что хокимият и архитекторы просто обязаны во имя будущего непременно находить «золотую середину», когда дело касается соблюдения нормативов и положений, заложенных в план города. Ко мне как к автору проекта ни разу и никто не обращался за консультациями. Безусловно, в последние годы, во многом благодаря энергии бывшего главы администрации области Ш. Мирзияева, в Джизаке появился ряд объектов, логично вписавшихся в городскую композицию. Однако на этом фоне прямо-таки спотыкаешься о многочисленные нарушения генерального плана застройки. Разумеется, генплан — не догма. Но огульно перекраивать его не позволено никому.В свое время, когда я работал архитектором Джизака, старался принципиально отстаивать свою точку зрения. Генплан работал потому, что был настольной книгой архитектора. Кто сегодня заглядывает в него? Почему распоясывается частник, позволяя себе все, что вздумается? Вопросы не праздные. И решать их нужно незамедлительно.
Записал Николай Барашкин.
Соб. корр. «Правды Востока».
г. Джизак.